Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2017 г. N 44-1707/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ООО "Неолит" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 10037/17 от 24.04.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по предупреждению аварийных ситуаций на инженерных сетях в многоквартирных домах Калининского района Санкт-Петербурга, согласно адресной программе, для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200138117000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 860 411,18 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2017 N0372200138117000014-1-1первой части заявки Заявителя (порядковый номер 2) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Основание для отклонения: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно:
Товар N 9
В заявке участника указано: Рабочая сред: холодная вода, горячая вода, канализация и сточные воды.
Товар N 18
В заявке участника указано: Товар представляет собой фитинг --соединительный элемент, с одной стороны имеющий ПП участок для крепления к полимерным трубам, а с другой стальной выход с резьбой для присоединения стальных трубопроводов, кранов, вентилей и тому подобных устройств.
Товары N 28,29, 30
Тройник выполнен из полипропилена. предназначены для работы в системах питьевого водоснабжения, отопления и транспортировки других видов жидкости под давлением.
Согласно Части I (подпункт 3.1.3. Части I) документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в части III "Техническое задание" документации о таком аукционе (далее - техническое задание), содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании.
Согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы: -согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участник аукциона указывает конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Конкретные показатели должны быть сформулированы по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Приложением N5 к Части III документации об аукционе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки.
При описании товаров участники размещения заказа предоставляют сведения:
2.1. Требования к показателям, значения которых не должны изменяться: значение показателя участник заказа не вправе менять. При этом значение показателя не может сопровождаться словами "должен" и его производные.
2.2. Требования к показателям, для которых указаны варианты значений: По показателям, для которых указаны варианты значений, участник должен выбрать, определить одно конкретное значение и указать его в своей заявке. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "или" и ",". В случае установления Заказчиком возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать, несколько конкретных значений и указать их в своей заявке. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "и/или".
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Таблице N 3 Приложения N5 к Техническому заданию.
Таким образом, не выбрав конкретное значение участник нарушил положения Документации об аукционе".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, установлены Заказчиком в Таблице N 3.
Например, к товару по позиции N9 "Задвижки фланцевые с эпоксидным покрытием, диаметром 80 мм, давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2)" в Таблице N3 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования в графе "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя": "Рабочая сред должна быть: холодная вода, горячая вода, канализация и сточные воды".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок предоставления значений показателей в составе заявки:
"2.При описании товаров участники размещения заказа предоставляют сведения:
2.1. Требования к показателям, значения которых не должны изменяться: значение показателя участник заказа не вправе менять. При этом значение показателя не может сопровождаться словами "должен" и его производные.
2.2. Требования к показателям, для которых указаны варианты значений: По показателям, для которых указаны варианты значений, участник должен выбрать, определить одно конкретное значение и указать его в своей заявке. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "или" и ",". В случае установления Заказчиком возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать, несколько конкретных значений и указать их в своей заявке. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "и/или". При этом Заказчиком, исходя из собственных потребностей и руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а также частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, во избежание создания условий, ограничивающих конкуренцию, установлены варианты таких значений, каждый из которых удовлетворяет потребностям Заказчика (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика).
2.3. Требования к показателям, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения: Участники должны указать конкретное значение, удовлетворяющее заданному требованию, определенному Заказчиком.
2.4. Требования к показателям, для которых указаны диапазоны значений: Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика. Установление Заказчиком данного типа показателей обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что требуемый товар имеет техническую характеристику, которая находится в диапазоне значений.
В обосновании отклонения заявки участника закупки с порядковым номером 2 аукционная комиссия Заказчика ссылается на вышеуказанный пункт 2.2 Инструкции и указывает, что к товарам по позициям 9,18,28,29,30 Заявитель должен был выбрать из нескольких вариантов значений показателя одно и указать его в составе первой части заявки.
Вместе с тем, в Таблице N3, содержащей требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, отсутствует графа "Показатели для которых указаны варианты значений", соответственно положения инструкции в п.2.2 не могут быть применены в рассматриваемом случае.
В том числе, при описаний требований к товару, например, по позиции 9 "Задвижки фланцевые с эпоксидным покрытием, диаметром 80 мм, давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2)" Заказчик описывает характеристики одного показателя одновременно как через ",", так и через союз "и". Порядок предоставления значений таких показателей в инструкции Заказчиком не определен, что позволяет аукционной комиссии Заказчика отклонять заявки участников закупки по формальным основаниям.
Таким образом, изучив документацию о закупке, рассмотрев заявку Заявителя, протокол рассмотрения заявок на участие в рассматриваемой закупке, принимая во внимание доводы, изложенные в жалобе, пояснения сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
1.В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности Заказчика в товарах, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет может быть признан незаключенным.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, установлены Заказчиком в Таблице N 3.
Например, к товару по позиции N18 "Муфта тип1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Товар должен представлять собой фитинг --соединительный элемент, с одной стороны имеющий ПП участок для крепления к полимерным трубам, а с другой стальной выход с резьбой для присоединения стальных трубопроводов, кранов, вентилей и тому подобных устройств".
Из данного требования к товару невозможно однозначно определить какие именно устройства должны присоединяться к фитингу, который необходим Заказчику.
Подобное описание требований к товару не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, что является нарушением ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Например, к товару по позиции 9 "Задвижки фланцевые с эпоксидным покрытием, диаметром 80 мм, давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2)" Заказчик описывает характеристики одного показателя одновременно как через ",", так и через союз "и": ""Рабочая сред должна быть: холодная вода, горячая вода, канализация и сточные воды".
Порядок предоставления в составе первой части заявки подобных показателей товара не установлен Заказчиком в аукционной документации.
В том числе, в установленной Заказчиком инструкции указано:
"2. При описании товаров участники размещения заказа предоставляют сведения:
2.1. Требования к показателям, значения которых не должны изменяться: значение показателя участник заказа не вправе менять.
2.2. Требования к показателям, для которых указаны варианты значений.
2.3. Требования к показателям, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения.
2.4. Требования к показателям, для которых указаны диапазоны значений".
Вместе с тем, Таблица N 3, в которой содержатся требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, выглядит следующим образом:
Тип товара |
Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия используемых товаров потребностям заказчика |
|||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
|
Товар N1 |
Товар должен иметь класс прочности по ГОСТ Р 52627: болт- не ниже 9.8, гайки - не ниже 9. Коэффициент закручивания для болтов с гайками и шайбами должен быть: - не более 0,20. Ударная вязкость (для болтов) должна быть не менее 39 Дж/см. Расчетная площадь сечения, мм2, должна быть не менее 245. Наружный диаметр резьбы, мм, должен быть менее 20 мм, и не менее 16 мм. |
Исполнение (климатическое) должно быть У или ХЛ |
Температура применения товара должна находится в диапазоне конкретных значений с нижним пределом менее минус 50 градусов Цельсия и верхним пределом более 50 градусов Цельсия |
|
Таким образом, Заказчиком установлены требования только к минимальным и/или максимальным значениям показателей.
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция является ненадлежащей, поскольку в ней отсутствует порядок предоставления всех показателей, требования к которым установлены Заказчиком, в том числе данная инструкция противоречит Таблице N3.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Отсутствие надлежащей инструкции повлекло за собой отклонение заявки участника закупки с порядковым номером 2 по формальным основаниям.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неолит" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2017 г. N 44-1707/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017