Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2017 г. N 44-1745/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):,
ООО "АРТ-линия" (далее - Заявитель): ,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10159-ЭП/17 от 25.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту жилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, по адресам: ул. Красного Курсанта, д. 51, кв. 14, Большой пр. П.С., д. 70-72, кв. 26, Большой пр. П.С., д. 31, кв. 36, Б. Пушкарская ул., д. 32, кв. 8 для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200044217000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 098 314,50 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Заявитель указывает в жалобе на установление Заказчиком к товару под номером 43 противоречивых требований, что, по мнению Заявителя, нарушает положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию.
К товару по позиции 43 "Замок врезной с ответной планкой" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Минимальное число рабочих циклов при испытании узлов замка на безотказность, сувальдный механизм и засов (и защелка) - суммарно с двух сторон (в равных долях): не менее 25 000 циклов. Механизм замка: цилиндровый 60 мм".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что при формировании требований к данному товару была допущена техническая ошибка.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.2 ст.33 ( п.1 ч.1 ст.64) Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Заявитель указывает в доводах жалобы, что в пункте 21 Заказчиком установлены требования таким образом, что, по мнению Заявителя, невозможно представить достоверную информацию о товаре не нарушая инструкции по заполнению заявки.
К товару по позиции 21 "Винты самонарезающие" Заказчиком установлены следующие требования: "Класс точности: должен быть В. Тип шлица: должен быть крестообразный. Номинальный диаметр резьбы: не более 6 мм. Номер крестообразного шлица: не менее 2. Длина винта: не менее 40 мм. Шаг резьбы: менее 2,5 мм. Высота головки: не более 3,5 мм. Допуск соосности головки относительно стержня: не менее 0,72 мм. Диаметр головки: не более 11 мм. Радиус сферы головки: не более 12 мм. Внутренний диаметр резьбы: не более 4,9 мм. Твердость винтов: не менее 37 не более 63 HRCэ. Соответствие ГОСТ 11650-80, ГОСТ 10620-80, ГОСТ 10618-80. Резьба: должна быть чистой, без задиров и заусенцев, частичные подрезы, утолщения и надрывы витков не допускаются".
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Заявитель ссылается в обоснование подтверждения своего довода жалобы на следующее положение инструкции: "Применение заказчиком союза "и" и знака "," при установлении требования к значению показателя либо если значения перечислены с использованием иных слов и знаков, но изменению не подлежат, это означает, что ему требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику размещения заказа необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара. Форму представления конкретных показателей по данным товарам Участник выбирает самостоятельно, это должно быть вынесение каждой разновидности товара в отдельную табличку, либо указание характеристик товара с пометками, к какой из разновидностей товара этот конкретный показатель относится либо иным другим способом, исключающим двоякое толкование представленных показателей товара".
Также Заявитель указывает, что ГОСТ 11650-80 распространяется на винты с полукруглой головкой, а ГОСТ 10620-80- на винты с полупотайной головкой, и по мнению Заявителя, согласно инструкции, участник закупки должен описать оба вида винтов и указать для каждого из них неизменяемый показатель " Соответствие ГОСТ 11650-80, ГОСТ 10620-80, ГОСТ 10618-80", что будет являться недостоверной информацией.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрен следующий порядок предоставления значений показателей:
"Техническое задание содержит ряд альтернативных значений для участника по определенным товарам и технические характеристики для каждого альтернативного значения товара. Выбрав один из альтернативных вариантов, участнику необходимо указать конкретные показатели именно для этого товара, по показателям, установленным для других альтернативных значений либо в случае если соответствующим ГОСТ некоторый показатель для данного типа товара не нормируется, в соответствующих графах конкретное значение не указывается, вместо конкретного значения участник вправе указать знак "Х", или "не нормируется".
Таким образом, в случае, если участник закупки предложит в составе первой части заявки винты с полукруглой головкой, то при указании данного товара на соответствие государственному стандарту, участник закупки не должен указывать соответствие предлагаемого товара ГОСТ 10620-80, который распространяется на винты с полупотайной головкой.
Довод Заявителя, что " СоответствиеГОСТ 11650-80, ГОСТ 10620-80, ГОСТ 10618-80" является неизменяемым показателем не нашел своего подтверждения ввиду отсутствия такого указания в инструкции по заполнению первой части заявки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
3. Заявитель указывает в жалобе на установление заказчиком требований к товару по позиции 39, которые не соответствуют положениям государственного стандарта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным государственным стандартом (далее - Стандарт), так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
К товару по позиции 39 "Проволока стальная" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Группа по поверхностной плотности цинка: Ж либо ОЖ. Сцепление цинкового покрытия со стальной основой: должно быть прочным. Номинальный диаметр: 2,4...3,6 мм. Максимальный диаметр цилиндрического сердечника при спиральной навивки проволоки на который, не происходит отслоения или растрескивания цинкового покрытия: не более 21,6 мм. Соответствие ГОСТ 7372-79".
Заявитель указывает в жалобе, что п. 2.4 ГОСТ 7372-79 "Проволока стальная канатная. Технические условия" предусматривает, что отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки при испытании цинкового покрытия на прочность изгибом должно равняться 3 или 6 диаметрам проволоки в зависимости от группы цинкового покрытия Ж или ОЖ. При таком изгибе проволоки цинковое покрытие не должно разрушаться.
В таблице 2 вышеуказанного государственного стандарта установлено:
Заявитель также указывает, что установленное Заказчиком требование о том, что "Максимальный диаметр цилиндрического сердечника при спиральной навивки проволоки на который, не происходит отслоения или растрескивания цинкового покрытия: не более 21,6 мм" свидетельствует о том, что Заказчик хочет получить товар, цинковое покрытие которого разрушается при малейшем изгибе, что противоречит требованиям ГОСТ 7372-79.
Вместе с тем, согласно установленным Заказчиком требованиям, в случае, если участник закупки, указывает группу по поверхностной плотности цинка ОЖ и номинальный диаметр 3,6 мм, то согласно таблице 2 ГОСТ 7372-79, отношение диаметра сердечника к диаметру проволоки составит 21,6 мм ( 3,6* 6).
Следовательно, при установленных Заказчиком требованиях, значение показателя 21,6 мм будет являться Максимальным диаметром цилиндрического сердечника при спиральной навивки проволоки на который, не происходит отслоения или растрескивания цинкового покрытия.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Довод жалобы Заявителя о противоречивом соотношении характеристик товара по позиции 26 "усилие сжатия" к " начальному диаметру" трубы не нашли своего подтверждения, ввиду отсутствия указания на нарушение Заказчиком положения Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что установленные заказчиком требования не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе и нарушают количество участников закупки.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
На основании вышеизложенного, жалобу следует признать частично обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРТ-линия" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст.33 ( п.1 ч.1 ст.67) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 мая 2017 г. N 44-1745/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017