Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2017 г. N 11-121/17
В связи с поступившей от ООО "Системы транспортной безопасности" информацией (вх. 8594-ЭП/17 от 10.04.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик),
в отсутствии представителей ООО "Системы транспортной безопасности" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС,
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, расположенных на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения - лот N 067 (извещение N 0372100041517000012) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: 4-я линия, В.О., д. 9, лит. А, Санкт-Петербург, 199004.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 689 784,00 руб.
1. Заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно включил требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пп. 2 п. 1.1.6.2 и п. 14.1 конкурсной документации предусмотрено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, выданную уполномоченным органом на лицензирование данного вида деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Законом о транспортной безопасности и иными федеральными законами.
В п. 3.3.2 Устава ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Устав) указано, что для достижения целей и реализации предмета деятельности заказчик выполняет организацию закупок для обеспечения государственных нужд на право заключения контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, а также иных работ в дорожном хозяйстве.
В соответствии с п. 3.1.3 Устава одной целью заказчика является обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.
В п. 3.3.68 Устава установлено, что целью заказчика является, в том числе, организация и обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, а также рассмотрение и представление к утверждению результатов оценки уязвимости в Федеральное дорожное агентство.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о транспортной безопасности федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной Законом о транспортной безопасности, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о транспортной безопасности сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в ч. 2 ст. 4 Закона о транспортной безопасности закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Представитель заказчика сообщил, что в настоящее время оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проведена. Результаты (отчеты) по проведенной оценке уязвимости утверждены Компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное дорожное агентство). Утвержденные результаты являются информацией ограниченного доступа, составляют государственную тайну. Исполнитель работ по дополнительной оценке уязвимости в процессе выполнения работ должен будет ознакомиться с соответствующими результатами ранее проведенной оценки уязвимости.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Согласно п. 3.3.29 Устава заказчик осуществляет обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции. Следовательно, защита государственной тайны является одним из видов основной деятельности заказчика.
Таким образом, в рассмотренной части у Инспекции УФАС отсутствуют достаточные основания для установления в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заказчик разъяснениями N 3 от 19.04.2017 внес изменения в извещение о закупке и конкурсную документацию в разделы: место подачи заявок, место вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, место рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, место предоставления.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
В ч. 4 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация о месте, дате, времени проведения рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
В извещении о закупке установлено, что дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 28.04.2017.
Согласно ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
По состоянию на момент заседания Инспекции УФАС установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в конкурсе, на Официальном сайте не размещен.
При этом согласно пояснениям представителя заказчика, рассматриваемый протокол конкурсной комиссией заказчика не сформирован.
Таким образом, действия конкурсной комиссии заказчика, не рассмотревшей заявки на участие в конкурсе в срок установленный в извещении о проведении конкурса нарушают ч. 1 ст. 53 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика нарушение ч. 1 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика и членов его конкурсной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2017 г. N 11-121/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017