Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2017 г. N 44-1810/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБНУ "Институт экспериментальной медицины" (далее - Заказчик):
ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10333-ЭП/17 от 26.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "Б" (смесь медицинских отходов, биологические отходы вивариев), медицинских отходов класса "Г" (просроченные лекарственные средства) для ФГБНУ "ИЭМ" (извещение номер 0372100008117000114) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.04.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100008117000114. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 795 434,63 рублей.
В жалобе ООО "УК "Белый Трест" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении незаконных требований к участникам закупки, а также в установлении требований, ограничивающих количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки:
"лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Обезвреживание отходов III-IV класса опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности (Лекарственные средства, пришедшие в негодность)".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, медицинские отходы подразделены в зависимости от опасности на пять самостоятельных классов:
- класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
- класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
- класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности;
- класс Д - радиоактивные отходы.
Таким образом, к отходам 1 - 4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г". Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключением медицинских отходов класса "Г", имеющих I - IV классы опасности) нормативно не предусмотрено.
Предметом закупки является, в том числе, оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "Г", следовательно, Заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении соответствующей лицензии, а данный довод жалобы является необоснованным.
2. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п. 2 части III "Техническое задание" документации об аукционе в рамках рассматриваемой закупки исполнитель обязуется осуществить сбор, транспортировку, обезвреживание (сжигание) медицинских отходов класса "Б" (смесь медицинских отходов, биологические отходы вивариев) в количестве 20 110 кг и медицинских отходов класса "Г" (просроченные лекарственные средства) в количестве 1 кг.
При этом к отходам 1 - 4 классов опасности относятся только медицинские отходы класса "Г", ввиду чего данная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов класса "Б" нормативно не предусмотрено.
Таким образом, объединение в рамках одной закупки лицензируемого и нелицензируемого видов деятельности, в рассматриваемом случае, искусственно ограничивает количество участников закупи, в чем усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной в части доводов об установлении требований, ограничивающих количество участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 мая 2017 г. N 44-1810/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017