Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2017 г. N 44-1817/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Местная Администрация МО МО N 72 (далее - Заказчик): в отсутствие представителей:
ООО "СтройКомплект" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10567/17 от 28.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения двухэтапного конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации на комплексное благоустройство внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 (извещение номер 0172300001217000002) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300001217000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 1 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с Законом о контрактной системе при одновременном соблюдении следующих условий:
1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливается исчерпывающий перечень возможных случаев проведения Заказчиком двухэтапного конкурса.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, какие именно характеристики объекта закупки подлежат уточнению (характеристики качественных материалов и технологий применяемых при благоустройстве, надежность, удобство и безопасность эксплуатации элементов благоустройства, максимальное сохранение существующих зеленых насаждений, интенсификация методов экологического оздоровления внутриквартальных территорий, обеспечение охранных зон инженерных коммуникаций).
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком правомерно выбран способ определения подрядчика.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Пунктом 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчику в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе от 21.04.2017 N 44-1585/17 Комиссией УФАС было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, для исполнения которого Заказчику предписано:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса N 0172300001217000002 (при наличии);
- вернуть заявки участникам, подавшим их на участие в конкурсе N 0172300001217000002 (при наличии);
- внести изменения в конкурсную документацию, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- - продлить срок подачи заявок так, чтобы со дня размещения внесений изменений до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе он составлял не менее чем 7 дней;
- провести процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0172300001217000002) в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Во исполнение предписания по делу N 44-1585/17 от 21.04.2017 Заказчиком продлён срок подачи заявок таким образом, что срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе составляет не менее 7 дней.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
3. Согласно п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
Согласно документации о закупке при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Предметом оценки является показатель "Качество работ". Максимальное количество баллов - 100.
Количество баллов присваивается от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предложения о качестве работ (Приложение к заявке на участие в закупке).
Заявкам с наибольшей степенью детализации и содержательной проработанности предложения о качестве работ: в котором участник излагает свое видение выполнения требуемых работ, их содержание, объемы и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваиваются баллы - от 41 до 100 баллов.
Заявкам с меньшей степенью детализации и недостаточно содержательной проработанностью предложения о качестве работ: в котором участник излагает свое видение выполнения требуемых работ, их содержание, объемы и виды отсутствует развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваиваются - баллы от 1 до 40 баллов.
Заявкам, в которых отсутствует детализация и недостаточно содержательно проработаны предложения о качестве работ: в котором отсутствует содержание, объемы и виды работ, отсутствует развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваивается - 0 баллов.
В соответствии с документацией о закупке предоставление сведений о детализации и содержательной проработанности предложения о качестве работ не является обязательным условием для участия в закупке, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно необходимые документы или нет. Следует отметить, что критерием оценки являлась также цена контракта.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных доказательств, свидетельствующих о том, что критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также сам показатель "Качество работ" ограничивают количество участников Заявителем не представлено. Более того, возможность получить положительные баллы по спорному показателю не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим показателям.
Таким образом, спорный показатель оценки, установленный Заказчиком в документации, не препятствует участию в закупке, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определения победителя закупки - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика по объекту закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
4. Остальные доводы жалобы также не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройКомплект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2017 г. N 44-1817/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017