Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 мая 2017 г. N 58
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС по КЧР) в составе:
Председателя Комиссии -А.С. Уракчиева -руководителя управления;
Членов Комиссии: Г.П. Авраховой - зам. руководителя - начальника
отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта
отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменова - главного специалиста-эксперта
отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела
контроля закупок
в отсутствие представителейзаявителя - ООО "СпецАвтоСтрой" (356245, Ставропольский край, г. Михайловск, ул. Вокзальная, д. 98)(далее - Заявитель) и уполномоченного органа - Управления КЧР в сфере закупок, в присутствии представителяУправления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР (далее - Заказчик)Ижаева Д.А.по доверенности от 04.05.2017 Nб/н, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчикасодержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательствао контрактной системе в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству берегозащитной дамбы на реке Малый Зеленчук по защите а. Икон-Халк, Ногайского района, КЧР, номер извещения N0179200001917000272(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС)и в результатеосуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Карачаево - Черкесское УФАС) 26.04.2017 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, в Приложении N1 к техническому заданию документации установлены не допустимые требования к участникам закупки, а именно:
1. Трубы железобетонные. "Указать содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе. Марка по морозостойкости щебня должна быть не ниже F50. Марка по истираемости щебня И1-И2 с потерей массы при испытании не более 35%. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Допускается использовать щебень из изверженных горных пород, содержащий свыше 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150. Указать содержание глины в комках в крупном и мелком заполнителе".
2. Камень бутовый марка М400, фракция 70-1000 мм. "Содержание кусков размером менее наименьшей крупности и более наибольшей крупности не должно превышать 15% по массе. Предел прочности при сжатии горной породы в сухом состоянии должно составлять не менее 35 МПа. Водопоглощение до 30%. Содержание в бутовом камне глины в комках не должна превышать 2% по массе. Камень бутовый должен быть из изверженной горной породы. Предел прочности при сжатии горной породы в насыщенном водой состоянии должно составлять не более 1000 кгс/см2".
3. Раствор цементный."Марка по подвижности Пк3-Пк4. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее чем девяносто процентов. Раствор должен быть сложный или простой. В качестве вяжущего в растворе необходимо применять: портландцемент по ГОСТ 10178-85 и/или цемент сульфатостойкий по ГОСТ 22266-2013".
4. Бетон."В качестве крупных заполнителей для бетонов необходимо применять щебень по ГОСТ 8267-93. Должен использоваться щебень из изверженных и метаморфических или осадочных горных пород. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе, до 50 включительно. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы должен относиться к первой - пятой группе. Марка по морозостойкости щебня должна быть не ниже F50. Марка по истираемости щебня И1-И2 с потерей массы при испытании не более 35%. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Допускается использовать щебень из изверженных горных пород, содержащий свыше 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150".
5. Щебень для строительных работ марка 800, фракция св. 20 до 40 мм. "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе, до 50 включительно. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы должен относиться к первой - пятой группе. Марка по морозостойкости щебня должна быть не ниже F50. Марка по истираемости щебня И1-И2 с потерей массы при испытании не более 35%. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Допускается использовать щебень из изверженных горных пород, содержащий свыше 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150. Указать содержание глины в комках в крупном и мелком заполнителе".
6. Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная."Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3%, в том числе глины в комках 0.5%".
7. Трубы железобетонные. "Марка по морозостойкости щебня должна быть не ниже F50. Марка по истираемости щебня И1-И2 с потерей массы при испытании не более 35%. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Допускается использовать щебень из изверженных горных пород, содержащий свыше 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150. Указать содержание глины в комках в крупном и мелком заполнителе".
Заявитель, ссылаясь на письмо ФАС от 01.07.2016 г NИА/44536/16, указывает, что такие показатели товаров участник не сможет предоставить без проведения определенных лабораторных испытаний, а также из-за отсутствия данного товара в наличии на момент подачи заявки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и указали, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Данные показатели отражены вПриложениями N1 Раздела 4Технического задания. Все требования к техническим характеристикам были установлены согласно требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (ГОСТ, ТУ и т.д.) и потребности в функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик материалов, используемых при выполнении работ и оказании услуг.
По мнению Заказчика, не установление таких требований к материалам предоставляет участнику закупки возможность предложить товары и материалы несоответствующего качества, использование которых недопустимо, при выполнении работ по устройству берегозащитной дамбы на реке для защиты населенных пунктов.
Согласно инструкции по заполнению заявки в случае, когда отдельные значения показателей предоставляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участник закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров либо в виде множества значений, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками относительно установленных требований, что ни коем образом не ограничивает круг участников закупки.
Таким образом, целью Заказчика является заключение контракта с участником, который предложит соответствующие аукционной документации и техническому заданию материалы при выполнении работ по устройству берегозащитной дамбы на реке Малый Зеленчук по защите аула Икон-Халк, Ногайского района, КЧР.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия УФАС по КЧР установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 18.04.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 197 511 900(сто девяносто семь миллионов пятьсот одиннадцать тысяч девятьсот) рублей 00 копеек. Аукционная документация утверждена начальником управления охраны окружающей среды и водных ресурсов КЧР Узденовым Д.Б.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. По мнению Комиссии УФАС по КЧР, в требованиях к трубам железобетонным безнапорным изготовленным высокопроизводительными способами вибропрессования и радиального прессования, предназначенным для устройства водопропускных сооружений диаметром условного прохода трубы: 800 мм, 1000 мм, 1200 мм, 1600 мм, необоснованно были установлены требования к щебню, используемому при производстве бетона для труб, а именно требования подробного описания в заявке показателей щебня, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно: "Указать содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе. Марка по морозостойкости щебня должна быть не ниже F50. Марка по истираемости щебня И1-И2 с потерей массы при испытании не более 35%. Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Допускается использовать щебень из изверженных горных пород, содержащий свыше 50%, но не более 65% зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150. Указать содержание глины в комках в крупном и мелком заполнителе".
Так, Заказчик, установив излишние требования к товару, которые повлекли ограничение количества участников, своими действияминарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 и требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В описании требований ккамню бутовому Заказчиком не указаны ссылки на технические регламенты, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ и иных требованийзаконодательства РФ в соответствии с которыми Заказчик сформулировал техническое задание.При этом не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований условных обозначений и терминологии.
Также Комиссией УФАС по КЧР было установлено, что Заказчикомпо камню бутовому необоснованно были установлены требования подробного описания в заявке показателей камня, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно: "Содержание кусков размером менее наименьшей крупности и более наибольшей крупности не должно превышать 15% по массе".
В вышеуказанных действиях Заказчика Комиссия УФАС по КЧР усматривает нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.По описанию раствора цементного Комиссия УФАС по КЧР усматривает неоднозначное толкование требований технического задания и положений инструкции по заполнению заявки, в связи с тем, что Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения по запросу участника закупки по требованию технического задания: "Раствор должен быть сложный или простой". В данных разъясненияхЗаказчик указывает, что согласно инструкции по заполнению заявки: "Сочетание символов "и/или", разделяющих два значения показателя означает, что участник может предложить как оба значения, так и одно из них". Таким образом, участник при составлении первой части должен указать оба значения, либо указать одно из значений.
При этом Комиссией УФАС по КЧР установлено, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "При указании в требованиях к товарам параметров эквивалентности с использованием союза "или", "либо", участник предлагает товар, сочетающий в себе только одну характеристику из разделенных данными союзами, за исключением случаев, когда данные союзы являются частью наименования параметра".
Так как заказчиком даны неверные разъяснения по данному вопросу, которые вводят в заблуждение участников закупки, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что указанное разъяснение положений документации изменяет положения документации об аукционе в разъясняемой части и нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Также Комиссия УФАС по КЧР в следующих позициях технического задания усматривает нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком в документации требований к описанию участниками закупки показателей испытания товаров и показателей товаров, значений которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства:
- Бетон."Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150".
5. Щебень для строительных работ марка 800, фракция св. 20 до 40 мм. "Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) должно быть не более 1% по массе. Количество циклов замораживание-оттаивание должно быть не более 150".
6. Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная."Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3%, в том числе глины в комках 0.5%".
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецАвтоСтрой" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33,пункт 2 части 1 статьи 64 , часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N58 от 04.05.2017 г. должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены КомиссииГ.П. Аврахова
Д.М. Керейтова
Р.Х. Туркменова
Ж.П. Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 мая 2017 г. N 58
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017