Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 мая 2017 г. N 711
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
В присутствии представителей:
от заказчика - Батулин С.А., Титов Е.А.
от ООО ТСЦ "Бизнес -Техника" - Показанников К.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО ТСЦ "Бизнес -Техника" на действия государственного заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100032617000006 Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров и СВТ.
Заявитель считает, что действия заказчика при проведении аукциона нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321100032617000006 Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров и СВТ.
Требования к товару по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. 19 апреля 2017 г. на электронной опубликован протокол N0321100032617000006-3 подведения итогов электронного аукциона "Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров СВТ" победителем электронного аукциона признать Общество с ограниченной ответственностью ТСЦ "Бизнес-Техника", предложение о цене контракта - 376 314 (триста семьдесят шесть тысяч триста четырнадцать) рублей 00 копеек. (копия протокола прилагается).
24 апреля 2017 г. на электронной площадке Заказчиком опубликован проект государственного контракта с полностью заполненной спецификацией и сниженной ценой контракта - 319866 (триста девятнадцать тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 90 копеек, Заказчик самовольно снизил цену государственного контракта на 15% от предложенной цены Участником, закупки, мотивируя это применением ч.7 Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств..".
При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
Как установила комиссия Участник продекларировал, что он предоставляет к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров, таким образом требования Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта N155 не могут быть применены.
3. Заказчик самовольно (без согласования с Участником закупки) выбрал способ формирования цен государственного контракта на отдельные товары путем пропорционального снижения цены, ничем это не мотивируя, и самовольно заполнил спецификацию проекта Государственного, контракта.
Статьей 64 Закона о контрактной системе определено содержание документации об электронном аукционе (часть 1), а также установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (часть 3); к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4).
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Закона). Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2). Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (часть 10).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
4. Заказчик самовольно (без согласования с Участником закупки) выбрал способ внесения обеспечения обязательств по исполнению контракта, ничем это не мотивируя, и самовольно заполнил проект Государственного контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом.
Таким образом Заказчик нарушил требования ст. 93 Закона.
5. Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
В аукционной документации установлены условия допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с Приказом N 155 от 25 марта 2014 г. "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков".
В соответствии с п. 9 Приказа N 155 от 25 марта 2014 г. "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков" для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке: требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В пункте 6 ч. 4.1.3 аукционной документации государственным заказчиком установлено требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара (согласно Приказа N 155 от 25 марта 2014 г.)
Подтверждением страны происхождения является декларация участника закупки.
Следовательно, в составе второй части заявки участники закупки должны указать (продекларировать) страну происхождения поставляемого товара.
В составе второй части заявки ООО ТСЦ "Бизнес -Техника" не представлена декларация о стране происхождения товара, что не соответствует требованиям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заявка ООО ТСЦ "Бизнес -Техника", допущена в нарушение положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТСЦ "Бизнес -Техника" на действия государственного заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100032617000006 Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров и СВТ - обоснованной;
2. Признать действия заказчика Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100032617000006 Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров и СВТ, не соответствующими требованиям статьи 70, статьи 45, Закона 44-ФЗ, Приказа N 155 от 25 марта 2014 г.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнение предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
П Р Е Д П И С А Н И Е N295
по делу N РЗ-711-2017 о нарушении законодательства о закупках
03.05.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
На основании своего решения от 03.05.2017 года по делу N РЗ-711-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО ТСЦ "Бизнес -Техника" на действия государственного заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0321100032617000006 Поставка расходных материалов и запасных частей для принтеров и СВТ, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках,
предписывает:
Заказчику - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, устранить нарушения требований статьи 70, статьи 45, Закона 44-ФЗ, Приказа N 155 от 25 марта 2014 г, в связи с чем:
1. Протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2017 - отменить;
2. Рассмотрение вторых частей заявок провести повторно.
Торговой электронной площадке:
- обеспечить техническую возможность для заказчика исполнить данное предписание;
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии с частью 25 статьи 99 и статьей 107 Закона о закупках влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 мая 2017 г. N 711
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017