Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 мая 2017 г. N Г 370-04/2017
Резолютивная часть оглашена 03.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_.> заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
<_.>заместителя начальника отдела,
<_..> ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Перспектива" (далее - общество, заявитель) на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания резервного центра обработки данных Федерального казначейства г.Владимир (3 этап) (закупка N 0828100000717000253), в открытом заседании, в присутствии представителе:
заказчика - Межрегионального филиала ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - заказчик):
<_.> (доверенность от 21.03.2017 N24-03-28/96),
<_.> (доверенность от 21.03.2017 N24-03-28/97).
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания резервного центра обработки данных Федерального казначейства г.Владимир (3 этап) (закупка N 0828100000717000253).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1.Заказчик в нарушение требований статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте контракта не указал конкретный размер объема привлечения в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2.Заказчиком в проекте контракта не установлено указаний на конкретные обязательства подрядчика, так как в пункте 4.1.18 проекта контракта указано, что подрядчик обязуется выполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством.
3.Согласно проекту контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта и вводит в заблуждение участников закупки, так как в пункте 12.7 проекта контракта указано, что обеспечение исполнения контракта возвращается подрядчику только после полного исполнения своих обязательств по контракту подрядчиком и удовлетворении претензии заказчика об уплате неустойки (при наличии таковой) в течении 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения заказчиком письменного заявления подрядчика о возврате денежных средств с указанием реквизитов банковского счета.
В обоснование правомерности своих действий представитель заказчика пояснил следующее.
1.Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительством РФ установлены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.
04.01.2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N1466 "Об утверждении Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N 1466).
Согласно пункту 1 Типовых условий контрактов в обязанности поставщика должно быть включено условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Заказчик во исполнение требований части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства N1466 установил в проекте контракта условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 20 процентов от цены контракта.
Таким образом, применение вышеуказанной формулировки правомерно, так как напрямую предусмотрено Типовыми условиями контракта, и часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок не содержит требования об установлении фиксированного процента.
2.Раздел 1 проекта контракта содержит предмет контракта: выполнение работ по капитальному ремонту административного здания резервного центра обработки данных Федерального казначейства г.Владимир (3 этап).
Вид и объем выполняемых работ, а также используемые при выполнении работ материалы, указаны в Приложении N1 к проекту контракта, также раздел 4 проекта контракта содержит положения о правах и обязанностях подрядчика.
Согласно части 2 статьи 721 Гражданского кодекса РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Таким образом, если в отношении согласованного сторонами вида работы действует нормативный правовой документ, содержащий обязательные требования, подрядчик должен соблюдать их при выполнении работы.
В связи с вышеизложенным, пункт 4.1.18 не содержит неоднозначных толкований, поскольку согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и направлен на выполнение действующего законодательства РФ, содержащего требования к работе, выполняемой по контракту.
3.Исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов:
- внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;
- предоставление банковской гарантии.
Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки.
Во исполнение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в проекте контракта указан пункт 12.7, содержащий информацию о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, положения контракта, определяющие обеспечение его исполнения, основаны на нормах статьи 34, статьи 45, статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, заказчик считает, что доводы в жалобе необоснованные и нарушения со стороны заказчика отсутствуют.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительством РФ установлены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.
04.01.2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N1466 "Об утверждении Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N1466).
Согласно пункту 1 Типовых условий контрактов в обязанности поставщика должно быть включено условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Заказчик во исполнение требований части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства N1466 установил в пункте 4.1.19 проекта контракта условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 20 процентов от цены контракта.
Таким образом, вышеуказанная формулировка напрямую предусмотрена Типовыми условиями контракта, утвержденными Постановлением Правительства N1466.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Во исполнение вышеуказанных требований заказчиком в Приложении N3 Техническое задание к информационной карте указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
В пункте 4.1.18 проекта контракта указано, что подрядчик обязуется выполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 721 Гражданского кодекса РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Таким образом, если в отношении согласованного сторонами вида работы действует нормативный правовой документ, содержащий обязательные требования, подрядчик должен соблюдать их при выполнении работы.
В связи с вышеизложенным, пункт 4.1.18 не содержит неоднозначных толкований, поскольку согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и направлен на выполнение действующего законодательства РФ, содержащего требования к работе, выполняемой по контракту.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Во исполнение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 12.7 контракта указано, что обеспечение исполнения контракта возвращается подрядчику только после полного исполнения своих обязательств по контракту подрядчиком и удовлетворении претензии заказчика об уплате неустойки (при наличии таковой) в течении 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения заказчиком письменного заявления подрядчика о возврате денежных средств с указанием реквизитов банковского счета.
Таким образом, пункт 12.7 контракта устанавливает не срок действия обеспечения исполнения контракта, а срок и порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания резервного центра обработки данных Федерального казначейства г.Владимир (3 этап) (закупка N 0828100000717000253) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 мая 2017 г. N Г 370-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017