Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 мая 2017 г. N Г 382-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 04.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
ведущего специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "АгроПремиум" (г.Барнаул) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газопровод среднего давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с.Второво Камешковского района Владимирской области (3 этап - Надземный и подземный газопровод низкого давления Г1 < 0,005 МПа (от ШРП N 2) (извещение N 0128200000117002690) в присутствии представителя заказчика - МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Камешковского района (распоряжение о назначении на должность от 03.10.2016 N 111-р/л), уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 09.01.2017 года N 14).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 382-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "АгроПремиум" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газопровод среднего давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с.Второво Камешковского района Владимирской области (3 этап - Надземный и подземный газопровод низкого давления Г1 < 0,005 МПа (от ШРП N 2) (извещение N 0128200000117002690).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Проект контракта не содержит информации о сроке действия контракта, в связи с чем участники закупки не в состоянии объективно установить необходимый срок действия банковской гарантии, а так как от срока действия банковской гарантии зависит её стоимость, то участники закупки не в состоянии сформировать свое ценовое предложение для участия в аукционе. Также в связи с тем, что срок контракта не определен и участники закупки не в силах объективно установить срок действия банковской гарантии, заказчик ограничивает право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения контракта.
Проектно-сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью аукционной документации, является единственным источником информации для участника закупки о количестве и характеристиках материалов, необходимых для исполнения контракта. Требования к материалам, изложенные в сметной документации, содержат условие об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям конкретного производителя. Так в локальном сметной расчете N 02-01-01 (Подземная прокладка - газопровод низкого давления Г1 Р=0,005 МПа (от ГРПШ_2) установлены следующие требования к материалам: "N пп:92. Обоснование: ТССЦ-507-0889 Приказ Минстроя России от 13.03.15 N 171/пр. Наименование: Тройник полиэтиленовый с удлиненным хвостовиком неравнопроходной, SDR 11, 160х110х160 (ТУ2248-001-18425183-01)", "N пп:142. Обоснование: ТССЦ-507-0762 Приказ Минстроя от 13.03.15 N 171/пр. Наименование: Неразъемное соединение "полиэтилен-сталь" SDR 11, 160х14,6/СТ159 (ТУ2248-025-00203536-96)", "N пп:145. Обоснование: ТССЦ-507-0761 Приказ Минстроя России от 13.03.15 N 171/пр. Наименование: Неразъемное соединение "полиэтилен-сталь" SDR 11 90х8,2/СТ89х3,0 (ТУ2248-025-00203536-96)".
ТУ 2248-001-18425183-01 распространяются на детали соединительные из полиэтилена и металла для газо- и водоснабжения, производимых исключительно компанией ООО "Производственная компания Наружные инженерные сети".
Технические условия (ТУ) - это документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество или их группу. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя (в соответствии с ГОСТ 2.114-95).
Таким образом, технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, её изготовлению, контролю и приемке. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Исходя из изложенного, действия заказчика установившего требования к закупаемому товару, ограничивающего количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Данной мнение подтверждается практикой территориальных органов ФАС России.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описания объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в локальных сметных расчетах, являющихся неотъемлемой частью аукционной документации, установлены требования к используемым материалам.
Следовательно, в данном случае, применимы положения подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Сведения о количестве ресурсов, необходимых для исполнения контракта, содержится в локальных сметах, входящих в состав аукционной документации. Локальным сметным расчетом N 02-01-01 (Подземная прокладка газопровод низкого давления Г1 Р=005 МПа (от ГРПШ _2) установлено следующее: "N пп 47. Обоснование: 3.507-2612. Наименование: Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм. Ед.изм. 10 шт. Кол-во на ед.0,02. Всего 0,1456", "N пп 50. Обоснование 3.507-2612. Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм. Ед.изм. 10 шт. Кол-во на ед. 0,02. Всего 0,243", "N пп 54. Обоснование: 3.507-2611. Наименование: Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 63 мм. Ед.изм. 10 шт. Кол-во на ед. 0,02. Всего 0,1378", "N пп 166. Обоснование: 8.302-3227. Наименование: Краны стальные газовые шаровые равнопроходные с ДУ 50 мм. Кол-во на ед. 0,05. Всего 0,1".
Учитывая, что для измерения количества штучных товаров применяется единица "штука", значение которой подразумевает отдельный предмет из числа однородных, считаемых предметов, то есть целое число. Следовательно, установленное в указанных пунктах сметной документации требование по количеству такого товара, является невыполнимым, поскольку отсутствует конкретное указание количества товара в цельном числовом варианте.
В силу изложенного, заявитель просит на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок провести внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя), принять меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, и устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, отменить результаты определения поставщика и обязать заказчика вернуть закупку на этап подачи заявок, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 47 Информационной карты документации об электронном аукционе и абзацами 5,6 пункта 3 приложения к извещению "Требования к участникам закупки", во второй части заявок участник закупки должен продекларировать указанные требования заказчика.
В соответствии с пунктом 28 информационной карты аукционной документации, обеспечение исполнения контракта составляет 341742 рублей и представляется в виде банковской гарантии (абзац 2 пункта 28.3 информационной карты аукционной документации), залога денежных средств (абзац 3 пункта 28.3 информационной карты документации о проведении электронного аукциона).
Таким образом, довод заявителя об ограничении права участника закупки на самостоятельный выбор способом обеспечения контракта, заказчик считает необоснованным, так как установления факта ограничения в данном случае не было.
Приложение N 4 - сметы к документации об электронном аукционе содержит локальные сметы для выполнения работ на соответствующем объекте. В локальной смете содержится наименование используемого товара для выполнения работ, его обоснование, единица измерения и количество. Заявитель в жалобе указал, что заказчиком установлено условие об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям конкретного производителя. А также приведен пример.
В локальной смете заказчика указано наименование товара, его краткое обозначение (словесное), размеры (диаметр, длина, ширина) и технические условия. Ссылки на конкретные показатели товара в локальной смете отсутствуют, определенной марки товара в локальной смете не имеется.
Таким образом, доводы заявителя о содержании условий об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям производителя, заказчик считает необоснованными.
Приложение N 4 - сметы к документации об электронном аукционе содержит локальные сметы для выполнения работ на соответствующем объекте. В локальной смете содержится наименование используемого товара для выполнения работ, его обоснование со ссылкой на нормативно-правовой акт, единица измерения и количество.
Заявитель в своей жалобе указал, что заказчиком установлено требование по количеству товара, являющихся невыполнимым, поскольку отсутствует указание количества товара в цельном числовом варианте.
В локальной смете заказчика указано наименование товара, например - заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм, а также приведен подсчет о том, сколько нужно вышеназванных заглушек определенного диаметра на единицу и на общее количество при выполнении работ на соответствующем объекте.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара), требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "АгроПремиум" необоснованной в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что по окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут 27.04.2017 подано 7 заявок от участников, с порядковыми номерами: 2,3,5,6,7,8,9. Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000117002690 в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и приняла решение допустить к участию в закупке всех участников закупки. Дата проведения торгов 02.05.2017 в 11.36.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 28.3 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газопровод среднего давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с.Второво Камешковского района Владимирской области (3 этап - Надземный и подземный газопровод низкого давления Г1 < 0,005 МПа (от ШРП N 2) установлено что обеспечение исполнения контракта может предоставляться в виде банковской гарантии или залога денежных средств. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу Приложения N 1 к муниципальному контракту срок начала и окончания работ - с момента заключения муниципального контракта до 01 августа 2017 года.
В соответствии с пунктом 4.5 проекта муниципального контракта заказчик производит оплату выполненных работ на основании принятых заказчиком объемов работ, подтвержденных справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), актами о приемке выполненных работ (форма N КС2) и счетом-фактурой, счетом в течение 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания заказчиком платежных документов (унифицированные формы N КС-2, КС-3) в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и твердой цены контракта.
На основании изложенного, Комиссия полагает, что в документации о проведении вышеуказанного электронного аукциона содержится информация, необходимая для оформления банковской гарантии предоставляемой участником электронного аукциона в качестве обеспечения исполнения контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описания объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к выполняемой работе, не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил. Доказательством отсутствия ограничения количества участников закупки служит, в том числе, и тот факт, что на участие в указанном электронном аукционе было допущено семь заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 16.5 Инструкции участникам закупки в случае, если объектом закупки является выполнение работ, оказание услуг без указания на использование товара, участник закупки в первой части заявки указывает только свое согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренной настоящей документацией.
В документации о проведении указанного электронного аукциона заказчиком не установлены требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
В силу изложенного, участник электронного аукциона обязан продекларировать только свое согласие на выполнение работ на условиях предусмотренных аукционной документацией, без указания конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Таким образом, по мнению Комиссии, в рассматриваемой аукционной документации отсутствуют положения, ограничивающие количество участников закупки и она соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АгроПремиум" (г.Барнаул) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Газопровод среднего давления до ШРП, ШРП, распределительный газопровод и газопроводы-вводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с.Второво Камешковского района Владимирской области (3 этап - Надземный и подземный газопровод низкого давления Г1 < 0,005 МПа (от ШРП N 2) (извещение N 0128200000117002690) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 мая 2017 г. N Г 382-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017