Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 мая 2017 г. N Г 379-04/2017
Резолютивная часть оглашена 04.05.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова М.В. - заместителя начальника отдела,
Ерохиной Е.С. - ведущего специалиста-эксперта,
Звёздкиной В.М. - ведущего специалиста-эксперта,
Муромцевой Е.И. - специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агропремиум" (далее ООО "Агропремиум", Заявитель, Общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство газопровода высокого давления Р0,6 МПа до ГРПШ, ГРПШ, распределительного газопровода и газопроводов-вводов для газоснабжения жилых домов в с. Воютино Меленковского района (2 этап распределительный газопровод низкого давления) (N закупки 0128200000117002693), в присутствии представителя уполномоченного органа департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - ДИЗО АВО, уполномоченный орган) Саушевой А.В. (по доверенности от 09.01.2017 N 14), представителя государственного заказчика администрации Меленковского района (далее - заказчик) Луковкиной И.В. (по доверенности от 20.04.2017 б/н).
ООО "Агропремиум", уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Агропремиум" на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство газопровода высокого давления Р0,6 МПа до ГРПШ, ГРПШ, распределительного газопровода и газопроводов-вводов для газоснабжения жилых домов в с. Воютино Меленковского района (2 этап распределительный газопровод низкого давления) (N закупки 0128200000117002693).
В своей жалобе заявитель указал следующее:
1. Согласно п. 39 Извещения о проведении аукциона заказчиком установлены преимущества участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта.
Статья 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливает порядок, условия и правовые основания участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках. Каких- либо преимуществ для вышеуказанных категорий настоящий Федеральный закон не устанавливает.
Таким образом, заказчик, в нарушение требований законодательства, установил преимущества для отдельных категорий участников закупки, что может повлиять на количество участников закупки.
2. Требования к материалам, изложенные в сметной документации, содержат условие об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям конкретного производителя. Так в локальном сметном расчете N 02-01-01 установлены следующие требования к материалам:
N |
Обоснование |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
|
пп |
|
на ед. |
Всего |
||
206 |
ТССЦ-507-0886 |
Тройник полиэтиленовый с удлиненным хвостовиком равнопроходной, SDR 11, диаметр 225 мм (ТУ2248-001-18425183-01) |
шт. |
|
1 |
90 |
ТССЦ-507-2070 |
Труба ПЭ 80 SDR 11, наружный диаметр 315 мм (ТУ 2248-062- 00203536-99) |
10-м |
|
0,8 8/10 |
ТУ 2248-001-18425183-01 распространяются на детали соединительные из полиэтилена и металла для газо- и водоснабжения, производимых исключительно компанией ООО "Производственная компания Наружные инженерные сети".
Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке. Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал и т. п.). Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением Закона о контактной системе в сфере закупок.
Заявитель считает, что действия заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе в сфере закупок.
3. Заказчиком в локальных сметных расчетах, являющихся неотъемлемой частью аукционной документации, установлены требования к используемым материалам.
Сведения о количестве ресурсов, необходимых для исполнения контракта, содержатся в локальных сметах, входящих в состав аукционной документации. Локальным сметным ресурсным расчетом N 02-01-01 установлено следующее:
N |
обоснование |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
|
пп |
|
на ед. |
Всего |
||
63 |
4. 507-2612 |
Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм |
10 шт. |
0,02 |
0,1904 |
65 |
4. 507-2612 |
Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм |
10 шт. |
0,02 |
0,0216 |
69 |
4. 507-2612 |
Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм |
10 шт. |
0,02 |
0,3866 |
777 |
4.507-2611 |
Заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 63 мм |
110 шт. |
00,02 |
00,3918 |
271 |
9.302-3227 |
Краны стальные газовые шаровые равнопроходные с ДУ 50 мм |
шт. |
00,05 |
00,15 |
Учитывая, что для измерения количества штучных товаров применяется единица "штука" (шт.), значение которой подразумевает отдельный предмет из числа однородных, считаемых предметов, то есть целое число. Следовательно, установленное в указанных пунктах сметной документации требование по количеству такого товара, является невыполнимым, поскольку отсутствует конкретное указание количества товара в цельном числовом варианте.
4. В приложении N4 к информационной карте аукциона установлено требование к используемому оборудованию "Кран газовый шаровый BROEN BALLOMAX или эквивалент: Минимальная/максимальная температура рабочей среды от -40 до+80С. минимальная температура окружающей среды -40С".
Заказчик при указании требования к значению температуры использовал обозначение "С", что в соответствии с п. 14 22 Приложения N 2 к Положению о единицах величин является обозначением электрического разряда, количества электричества.
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контактной системе в сфере закупок.
5. Пунктами 31.5, 32 локального сметного ресурсного расчета N 02-01-01 установлено использование "Труб стальных изолированных двухслойным покрытием из экструдированного полиэтилена "СЭВИЛЕН", диаметр условного прохода 325 мм, толщина стенки 6,0 мм".
Наименование "СЭВИЛЕН" является зарегистрированным товарным знаком, сведения о котором размещены в едином реестре товарных знаков Российского агентства по патентам и товарным знакам.
При этом в описании объекта закупки не включены слова "или эквивалент", аукционная документация не устанавливает возможность использования товара, эквивалентного требуемому, не установлены параметры эквивалентности товаров, а так же не сообщает о несовместимости товаров с используемыми заказчиком, что является нарушением законодательства о государственных и муниципальных закупках и не позволяет участнику закупки сформировать свое предложение, что ведет к существенному нарушению прав участников закупки и уменьшению количества участников закупки.
В силу изложенного, заявитель просит на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок провести внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя), принять меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя, и устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, отменить результаты определения поставщика и обязать заказчика вернуть закупку на этап подачи заявок, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
1. Информация о преимуществах, предоставляемым участникам закупки, содержащиеся в п. 39 извещения о проведении электронного аукциона, соответствует требованию ст. 27 Закона о контактной системе в сфере закупок, согласно которой при осуществлении закупок предоставляются преимущества в соответствии со ст. 28-30 Закона о контактной системе в сфере закупок, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
2. Сметы к документации об электронном аукционе содержит локальные сметы для выполнения работ на соответствующем объекте. В локальной смете содержится наименование используемого товара для выполнения работ, его обоснование, единица измерения и количество. Заявитель в жалобе указал, что заказчиком установлено условие об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям конкретного производителя. А также приведен пример.
В локальной смете заказчика указано наименование товара, его краткое обозначение (словесное), размеры (диаметр, длина, ширина) и технические условия. Ссылки на конкретные показатели товара в локальной смете отсутствуют, определенной марки товара в локальной смете не имеется.
Таким образом, доводы заявителя о содержании условий об использовании материалов, изготовленных по техническим условиям производителя, заказчик считает необоснованными.
3. Заявитель в своей жалобе указал, что заказчиком установлено требование по количеству товара, являющихся невыполнимым, поскольку отсутствует указание количества товара в цельном числовом варианте.
В локальной смете заказчика указано наименование товара, например - заглушки полиэтиленовые для труб диаметром 110 мм, а также приведен подсчет о том, сколько нужно вышеназванных заглушек определенного диаметра на единицу и на общее количество при выполнении работ на соответствующем объекте.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара), требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В приложении N4 к информационной карте аукциона установлено требование к используемому оборудованию "Кран газовый шаровый BROEN BALLOMAX или эквивалент: Минимальная/максимальная температура рабочей среды от -40 до+80С. минимальная температура окружающей среды -40С".
Наличие в информации о максимальной и минимальной температуре рабочей среды, указанной в приложении N4 как "С", по мнению заказчика не может быть расценена как обозначение электрического разряда, поскольку при описании товара прямо указано, что данная характеристика является температурным показателем строительного материала.
Таким образом заказчик считает, что данный факт не может привести к нарушению прав участников закупки, поскольку не ущемляет их прав, предусмотренных Законом о контактной системе в сфере закупок.
5. Данный довод заявителя заказчик считает несостоятельным, поскольку цена взята для определения стоимости объекта капитального строительства.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "АгроПремиум" необоснованной в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что по окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут 27.04.2017 подано 6 заявок от участников, с порядковыми номерами: 1,2,3,4,5,6.
Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе N 0128200000117002693 в порядке, установленном статьей 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и приняла решение допустить к участию в закупке всех участников закупки.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описания объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что, если указанные в аукционной документации требования к выполняемой работе, не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Информация о преимуществах, предоставляемым участникам закупки, содержащиеся в п. 39 извещения о проведении электронного аукциона, соответствует требованию ст. 27 Закона о контактной системе в сфере закупок, согласно которой при осуществлении закупок предоставляются преимущества в соответствии со ст. 28-30 Закона о контактной системе в сфере закупок, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Доказательством отсутствия ограничения количества участников закупки служит, в том числе, и тот факт, что на участие в указанном электронном аукционе было допущено шесть заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 16.5 Инструкции участникам закупки в случае, если объектом закупки является выполнение работ, оказание услуг без указания на использование товара, участник закупки в первой части заявки указывает только свое согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренной настоящей документацией.
В документации о проведении указанного электронного аукциона заказчиком не установлены требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
В силу изложенного, участник электронного аукциона обязан продекларировать только свое согласие на выполнение работ на условиях предусмотренных аукционной документацией, без указания конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Таким образом, по мнению Комиссии, в рассматриваемой аукционной документации отсутствуют положения, ограничивающие количество участников закупки, и она соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АгроПремиум" на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на строительство газопровода высокого давления Р0,6 МПа до ГРПШ, ГРПШ, распределительного газопровода и газопроводов-вводов для газоснабжения жилых домов в с. Воютино Меленковского района (2 этап распределительный газопровод низкого давления) (N закупки 0128200000117002693), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В.Фомин
Члены Комиссии Д.В.Миронов
В.М.Звёздкина
Е.С. Ерохина
Е.И.Муромцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 мая 2017 г. N Г 379-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017