Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2017 г. N 513
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мир Музыки Красноярск" (далее - ООО "Мир Музыки Красноярск", податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Администрации сельского поселения Хатанга (далее - уполномоченный орган) и муниципального заказчика - Муниципального казённого учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" сельского поселения Хатанга (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение пианино" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300012117000019, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 28.04.2017 поступила жалоба ООО "Мир Музыки Красноярск" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала директор подателя жалобы Разживина Н.А. (решение единственного участника ООО "Мир Музыки Красноярск" N 8 от 01.06.2016, удостоверение личности).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии уполномоченный орган и заказчик не обеспечили, в письменных пояснениях просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, Техническое задание составлено заказчиком, уполномоченным органом с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, носит необъективный характер, ограничивает круг участников до одного. Податель жалобы считает, что в описании объекта закупки электронного аукциона установлены такие требования, которым соответствует инструмент только одного производителя, а именно, Zimmermann S 2 компании "C.Bechstein". В Техническом задании установлено требование "Размеры инструмента - высота не менее 119 см и не более 121 см, длина не менее 150 см и не более 152 см, ширина не менее 60 см и не более 65 см". На основании данных с официальных сайтов габариты, заявленные заказчиком, не соответствуют ни одному инструменту в данной ценовой категории +/- 25 %, кроме пианино "Zimmermann S 2", пианино "Ritmuller R1" и пианино Weber W121, но Ritmuller и Weber не соответствует по группе других признаков из технического задания, которые подробно раскрыты подателем жалобы в тексте жалобы. Также подателем жалобы названы модели закупаемого инструмента сопоставимой ценовой категории, не проходящие по габаритным требованиям - Petrof P 118S1, Pearl River EU122, WILH. STEINBERG модель P121.
Также податель жалобы обратил внимание на то, что часть требований технического задания, а именно, требования к раме, головкам молоточков, вирбельбанку, струнам, деталям механики, клавиатуре, явно направлены на ограничение конкуренции и их нельзя считать объективными. Указанные требования податель жалобы считает необъективными, так как они делают невозможными к поставке инструменты со сторонними производителями этих составных частей, которые, как правило, качественнее, в связи с узкой специализацией производителей (например, струны Roslau, молоточки Abel).
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым установленные в аукционной документации требования к функционально-техническим характеристикам объекта закупки сформированы заказчиком, исходя из своих потребностей. При этом установленным требованиям, как считают заказчик, уполномоченный орган, соответствуют множество инструментов (пианино) различных производителей: Пианино Bsendorfer Grand Upright 120, Пианино Schimmel С 120 ELEGANCE, Пианино Palatino PUP121T-BKM, Brodmann Upright Piano Model PE 121, Zimmermann S 2, Hoffmann V 120, May Berlin M121 Modern Cubus, Weber W 121, Bergmann В 121. Кроме того, заказчик, уполномоченный орган в своих пояснениях обращают внимание на наличие коммерческих предложений и писем от поставщиков, полученных при формировании аукционной документации, в подтверждение существования различных марок пианино с характеристиками, соответствующими указанным в Техническом задании. Также согласно пояснениям уполномоченного органа на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, которые допущены к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, уполномоченного органа, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение пианино.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из содержания Информационной карты документации об электронном аукционе, являющейся Приложением N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме, следует, что описание объекта закупки содержится в Техническом задании (Приложение N 1 к контракту) (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Приложение N 1 к проекту контракта, являющемуся Приложением N 4 к документации об открытом аукционе в электронной форме, Комиссия установила наличие в нем Технического задания, в котором заказчиком, исходя из своей потребности, были изложены следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, являющегося объектом закупки:
Описание товара (работы, услуги) |
Приобретение пианино. |
Технические характеристики |
1.Размеры инструмента - высота не менее 119 см и не более 121 см, длина не менее 150 см и не более 152 см, ширина не менее 60 см и не более 65 см; 2.Маркировка производителя - на цирлейстике, резонансной деке. На чугунной раме заводским способом отлита модель инструмента и указан его серийный номер; 3.Корпус - классическая форма; 4.Цвет, отделка - черный, поверхность-полированная; 5.Рама - изготовлена из серого чугуна традиционным способом (отлита в песчаной форме); 6.Каркас из сосны высшего качества, задняя стенка из массива европейской ели, либо, каркас и задняя стенка - из сосны высшего качества или массива европейской ели; 7.Футор - из цельной сосны высшего качества. Количество шпрейцев футора не менее 5. Шпрейцы изготовлены из массива европейской ели. Ширина шпрейцев не менее 80 мм, не более 82 мм, толщина-не менее 58 мм, не более 60 мм; 8.Резонансная дека - из европейской ели; 9.Штеги деки - из древесины бука; 10.Рипки - из европейской ели, ровная клеящаяся поверхность, не менее 12 шт. и не более 13 шт.; 11.Вирбельбанк - из древесины бука, многослойной конструкции оригинального производств а (произведен изготовителем инструмента), верхняя сторона вирбельбанка должна быть накрыта доской; 12.Вирбели - диаметр 6,9 мм, длина не более 64 мм; 13.Струны - стальные, оригинального производства (произведены изготовителем инструмента), количество регистров не более 3 шт. Границы диапазонов: диапазон 1-ого регистра до cis, диапазон 2-ого регистра от d до f2, диапазон 3-его регистра от fis2; 14.Штульрама - изготовлена из ели со вставками из бука. Расстояние от пола до дна штульрамы не менее 62,5 см.; 15.Детали механики - из белого бука оригинального производства (произведены изготовителем инструмента), отсутствие в механике композитных материалов и изделий из ПВХ; 16.Клавиатура - оригинального производства (произведена изготовителем инструмента), полноразмерная, включает 88 клавиш, изготовленных из отборной древесины ели, пилоты клавиш медные; 17.Головки молоточков - из белого бука, имеют грушевидную форму, гаммербанк из твердых сортов дерева; 18.Верхняя крышка - инструмент оснащен двойной верхней крышкой, клап инструмента состоит из двух частей; 19.Педали - 3 педали выполняющие функции: педаль "пиано", педаль "модератор", педаль "форте"; 20.Модератор - устанавливается без специальных инструментов непосредственно в отверстие корпуса. |
Требования к безопасности |
Тара и упаковка товара должна быть пригодной для данного товара и гарантировать его сохранность в пути следования и хранения при условии соблюдения правил транспортировки всеми видами транспорта в условиях Крайнего Севера |
Функциональные характеристики (потребительские свойства) |
Назначение товара - комплектование учебного класса. Поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в употреблении. Наличие сертификата происхождения, с соответствующей технической документацией для данного товара. Срок гарантийного обслуживания с момента поставки не менее 60 месяцев. |
Количество товара, объемы работ (услуг) |
В соответствии с приложением N 2 к Контракту |
Качественные характеристики |
Поставляемый товар должен соответствовать требованиям действующего ГОСТа 24262-89 "Пианино", качеству и комплектности, указанной в спецификации. |
Требования к результатам работ (товаров, услуг) |
Поставка товара путем его отгрузки Заказчику по адресу: Красноярской край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, с. Хатанга, ул. Советская д. 26А |
Требования к срокам и этапам поставки товаров (работ, услуг) |
Доставка товара до места принятия его Заказчиком, осуществляется силами и средствами Поставщика не позднее 01.08.2017 г. Оплата по настоящему Контракту осуществляется по факту поставки товара. Основанием для перечисления является подписанный акт приема-передачи товаров. |
Иные показатели |
Железнодорожное и автосообщение с материковой частью России отсутствует. Товар возможно доставить в с. Хатанга авиа транспортом. |
Проанализировав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что рассматриваемая документация не содержит в себе указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товаров, являющихся объектом закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость качественного предоставления учащимся образовательных услуг, в том числе, с использованием товара, являющегося объектом закупки.
Комиссией были приняты следующие пояснения заказчика, уполномоченного органа относительно установленных ими в Описании объекта закупки характеристик подлежащего поставке товара - пианино.
Чугунные рамы, отлитые в песчаных формах, изготовлены по современным технологиям. Специальный искусственный песок обеспечивает точное соблюдение размеров и оптимальный профиль сечения. При изготовлении рамы осуществляется измерение и контролируется время прохождения звука, в результате используются только те рамы, которые отличаются соответственно большим временем прохождения звука. Качество рамы существенно влияет на качество звучания инструмента. Самые дорогие и надежные мировые бренды в фортепианстроении, такие как С. Bechstein, Steinway & Sons, Bsendorfer и десятки других изготавливают рамы методом литья в песчаных формах.
Правильно изготовленный деревянный гаммербанк оснащен шурупами с точной и острой резьбой, настройка является простой и надежной. Самые дорогие и надежные мировые бренды в фортепианстроении, такие как С. Bechstein, Steinway & Sons, Bsendorfer и десятки других изготавливают гаммербанк из дерева.
Изготовление деталей для фортепиано в рамках одного производства позволяет производителю контролировать процесс изготовления, отвечать за качество, изготавливать детали своей конструкции, чтоб добиться индивидуального звучания, а это важно для музыкального инструмента. Но самое главное для деталей из дерева - производство и сборка в одинаковых температурных и климатических условиях. Натяжение струн на раме = 20 тон. Механика подвержена высоким нагрузкам. Деревянные детали постоянно расширяются или сужаются в зависимости от окружающей среды. Если одна из деталей будет изготовлена в других условиях, нежели прилегающие, это может привести к растрескиванию. Почти все крупные производители изготовляют большую часть деталей (струны, детали механики, клавиатуру и другие) на одном производстве, в том числе и вирбельбанк.
Комиссия отмечает, что сведения из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представленные подателем жалобы, не могут являться достаточным и достоверным основанием для признания характеристик и показателей товара, предусмотренного Описанием объекта закупки, соответствующими продукции только одного производителя, поскольку у хозяйствующих субъектов-производителей рассматриваемых товаров отсутствует обязанность размещать информацию о производимых ими товарах на каких-либо сайтах, такие сведения могут быть не актуальными, характеристики товаров, указанные как в каталогах продукции, так и на сайтах производителей либо на сайтах интернет-магазинов рассматриваемых товаров, могут быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении рассматриваемых товаров либо производственной необходимости.
Из Приложения N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости товара, являющегося объектом закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили пять коммерческих предложений, содержащих ценовые предложения поставки товара, являющегося объектом закупки, а именно, потенциальными поставщиками были предложены различные модели независимых производителей: Пианино Bsendorfer Grand Upright 120, Пианино Schimmel С 120 ELEGANCE, Zimmermann S 2, Hoffmann V 120, Weber W 121, Bergmann В 121, Пианино Palatino PUP121T-BKM, а также указано, что запрашиваемым заказчиком характеристикам соответствуют и множество других моделей пианино. При этом в указанных коммерческих предложениях содержалась информация о том, что предлагаемые товары соответствуют требованиям технического задания.
Комиссией также принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка пианино, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что обеспечивает условия конкурентной среды между поставщиками рассматриваемых товаров.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация в части описания объекта закупки соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Мир Музыки Красноярск" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2017 г. N 513
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017