Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 4 мая 2017 г. N 268/17
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Миненка И. В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя ООО "Профит-плюс" - не явились уведомлены;
от заказчика - Администрация Солонешенского района Алтайского края - не явились уведомлены;
от уполномоченного учреждения - Шумакова Юрия Михайловича, Дедковой Марии Александровны;
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на положения документации закупки N 0817200000317002073 "Капитальный ремонт МБОУ "Солонешенская СОШ" в с. Солонешное Солонешенского района Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на положения документации закупки N 0817200000317002073 "Капитальный ремонт МБОУ "Солонешенская СОШ" в с. Солонешное Солонешенского района Алтайского края".
В своей жалобе заявитель указывает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) Заказчик не надлежащим образом установил срок окончания подачи Заявок на участие в электронном аукционе.
2) Требование Заказчика о наличии исключительно свидетельства СРО о допуске на генподряд ограничивает участников закупки.
3) В документации об электронном аукционе отсутствует описание объекта закупки, в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что нарушает п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4) Заказчиком в нарушение п.5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлен неопределенный срок выдачи банковской гарантии.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика, признать жалобу обоснованной.
Представитель Уполномоченного учреждения представил документы по запросу, а также пояснил что с доводом жалобы не согласен, считает её необоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
12.04.2017 года Уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении закупки N 0817200000317002073 "Капитальный ремонт МБОУ "Солонешенская СОШ" в с. Солонешное Солонешенского района Алтайского края".
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещено в ЕИС 12.04.2017.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на пятнадцатый день - 27.04.2017 11:00.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе была отправлена уполномоченным учреждением на публикацию в единой информационной системе 11.04.2017 г. Однако, в связи со сбоем в работе единой информационной системы, извещение о проведении электронного аукциона в электронном виде было размещено системой Единой информационной системы только в 8:53 (МСК+4) 12.04.2017 г. Система, также, автоматически установила неверную дату и время начала подачи заявок - 12.04.2017 г. в разделе "Общая информация о закупке", не соответствующую печатной форме.
Таким образом, в документации о закупке дата и время начала подачи заявок определена 11.04.2017 г.
В подтверждение своего довода представители Уполномоченного учреждения представили скриншоты закрытой части ЕИС, из которых следует что, извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000317002073 было создано и направлено на контроль 11.04.2017 г.
При таких обстоятельствах довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
П. 7 информационной карты электронного аукциона установлено требование: наличие свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с пунктом 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" на основании ст.52 ГрадКод, Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, содержащего стоимость работ по организации строительства по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по одному договору не ниже цены контракта, определенной по результатам аукциона в электронной форме. В случае, если указанная сумма ниже цены контракта, определенной по результатам аукциона в электронной форме либо начальной (максимальной) цены контракта (в случае признания аукциона в электронной форме несостоявшимся) участник вправе продекларировать обязательство снижения при заключении контракта начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона в электронной форме до суммы, указанной в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией. Подтверждается копией свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с пунктом 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьей 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе рассмотрения сметной документации, представленной в качестве технического задания Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что в описание объекта закупки отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанное обстоятельство, после заключения контракта, может привести к несогласованности условий исполнения контракта и поставки товара, не обладающего необходимыми заказчику характеристиками.
Учитывая изложенное при формировании документации о закупке было допущено нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе о сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно главе 37 ГК РФ срок действия контракта не является существенным условием договора подряда. При отсутствии в договоре такого условия временные рамки отношений сторон определяются сроками исполнения предусмотренных договором обязательств.
Законом о контрактной системе не установлено требований об указании окончания срока действия контракта конкретной календарной датой. Также в статье 190 ГК РФ указано, что срок действия договора может быть согласован путем указания календарной даты, периода времени или события, которое неизбежно должно наступить.
В соответствии с п. 5.3. проекта Контракта, работы должны быть закончены в течение 10 месяцев с момента подписания Контракта сторонами. Подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненные работы. Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие работы в соответствии с условиями Контракта.
Согласно разделу 13 проекта Контракта, он вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения своих обязательств по Контракту.
Согласно п. 1.1 проекта Контракта, полное исполнение сторонами своих обязательств по Контракту происходит в случае, когда подрядчик выполняет работы по капитальному ремонту и сдает результат работ Заказчику, а Заказчик принимает результат работ и оплачивает его.
В соответствии с п. 3.7.4. проекта Контракта, Заказчик обязан произвести расчет за выполненные работы в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ форм ы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КСЗ.
Исходя из расчета 10 месяцев+30 дней, участник закупки в соответствии с ч.3 ст. 96 закона "О контрактной системе" выбирает для себя способ обеспечения исполнения контракта предоставлением банковской гарантии, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Следовательно, указанное положение не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и довод заявителя о нарушении заказчиком требований Федерального закона является необоснованным.
Часть 15 статьи 105 Закона о контрактной системе устанавливает, что лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
ООО "Профит-плюс" направило отзыв жалобы N 0817200000317002073 посредством электронной почты на адрес to22@fas.gov.ru 04.05.2017.
Вместе с тем, 04.05.2017 на почтовом сервере ФАС России возникли технические неполадки, в результате которых у пользователей почтового сервера не было возможности своевременно получать входящие письма по электронной почте.
Таким образом, отзыв жалобы был получен после рассмотрения доводов жалобы по существу.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной;
2. Признать действия Заказчика - Администрации Солонешенского района Алтайского края, при проведении электронного аукциона N 0817200000317002073 "Капитальный ремонт МБОУ "Солонешенская СОШ" в с. Солонешное Солонешенского района Алтайского края", выразившиеся в нарушении п. 1 ч. 1 ст. 64, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе аукционной комиссии не выдавать, поскольку заявителем было направлено ходатайство об отзыве жалобы.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н.Кудельникова |
|
_____________________________ |
И.В. Миненок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 4 мая 2017 г. N 268/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017