Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 мая 2017 г. N 03-10.1/104-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____..." - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;
"_____..." - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____..." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "А Строй" (далее - заявитель, Общество, ООО "А Строй") на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области (извещение N 0152200004717000121) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик, КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области") (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителей уполномоченного органа - "_____..." (доверенность N 53 от 13.09.2017), "_____..." (доверенность N 68 от 11.04.2017),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. N 3343э от 06.07.2016) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3150 от 28.04.2017) уполномоченным органом были представлены (вх. N 3208 от 03.05.2017) материалы закупки, из которых следует, что 28.03.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 13898254,80 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 02.05.2017 на участие в аукционе подано 3 заявки, все участники были допущены к участию в электронном аукционе.
Дата проведения электронного аукциона была назначена на 05.05.2017.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано: "Согласно ч. 2 ст. 70 ФЗ N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 ФЗ N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Полагаем, Заказчик нарушил нормы Закона о контрактной системе, путем включение суммы оплаты за работы по контракту до заключения договора".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, условие о порядке и сроках оплаты работы является существенным условием контракта.
Кроме того следует отметить, что предметом закупки (извещение N 0152200004717000121) является выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области.
Частью 5 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе определено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В части 6 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе определено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Комиссия отмечает, что в настоящее время методика составления графиков оплаты выполненных по контракту работ не разработана.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом изменение порядка и сроков оплаты работ на этапе заключения контракта не подпадает под исчерпывающий перечень случаев, предусмотренных статьей 34 и частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
При изучении документации об электронном аукционе Комиссией, установлено, что в приложении N 3 "График оплаты выполненных работ" к проекту контракта, представленному в табличной форме, уполномоченным органом были установлены этапы выполнения работ, сроки их выполнения, а также размер оплаты каждого этапа выполненных работ, рассчитанного исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а именно:
N п/п |
Наименование и N этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Виды работ, предусмотренные этапом |
Срок выполнения этапа работ в соответствии с графиком выполнения работ |
Срок оплаты Государственным заказчиком этапа работ по предоставленным Подрядчиком первичным документам |
Сумма платежа, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
1 этап |
Восстановление оси трассы автомобильной дороги |
Начало срока выполнения работ - день, следующий за календарной датой заключения Государственного контракта; окончание срока выполнения работ - 21 июня 2017 года |
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненных работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненных работ |
557,37 |
Демонтаж существующих конструкций | |||||
Земляное полотно | |||||
Временные здания и сооружения - 4,1%*0,8 | |||||
Затраты на перевозку рабочих | |||||
НДС - 18% | |||||
2 |
2 этап |
Рекультивация |
|
В течение 60 дней со дня подписания Государственным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета). При этом оплата этапа выполненных работ производится Государственным заказчиком за вычетом предоплаты в размере 10% от суммы предъявленных к оплате Подрядчиком выполненных работ |
11951,06 |
Дорожная одежда | |||||
Укрепительные работы | |||||
Организация дорожного движения | |||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение | |||||
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду - Плата за выбросы, сбросы и размещение отходов на период строительства объекта | |||||
Затраты на перевозку рабочих | |||||
Сети электроснабжения. Наружное освещение. ПНР | |||||
Непредвиденные затраты | |||||
НДС - 18% | |||||
ИТОГО на 2017 год |
12508,4293 |
||||
Сумма предоплаты |
1389,8255 |
||||
ИТОГО на 2017 год, с учетом предоплаты |
13898,2548 |
||||
Понижающий коэффициент |
|
||||
ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента |
|
Комиссия отмечает, что приложение N 3 "График оплаты выполненных работ" к проекту контракта содержало такие разделы как "Понижающий коэффициент" и "ИТОГО на 2017 год с учетом понижающего коэффициента".
В письменных возражениях уполномоченного органа на доводы жалобы, в частности указано:
"После определения победителя аукциона рассчитывается коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения аукциона (далее - понижающий коэффициент), данный понижающий коэффициент отражается в Графике. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. Полученная итоговая цена контракта вносится в проект контракта, направляемого победителю аукциона, в том числе в График (строка "Итого на 2017 год с учетом понижающего коэффициента")".
При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым отметить, что исходя из положений статьи 110.2 Федерального закона о контрактной системе, график оплаты выполненных по контракту работ должен содержать размер оплаты работ в отношении каждого этапа выполнения работ, в том числе рассчитанного исходя из цены контракта предложенной победителем электронного аукциона.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае в графике оплаты выполненных по контракту работ отсутствует возможность указания оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента.
Таким образом, при отсутствии в приложении N 3 "График оплаты выполненных работ" к проекту контракта возможности указания оплаты за каждый этап выполненных работ с учетом понижающего коэффициента, заказчику при заключении контракта необходимо будет внести изменения в раздел "Сумма платежа, тыс. руб.", что, по мнению Комиссии, недопустимо, поскольку будут изменены существенные условия контракта.
Следовательно, установив в разделе "Сумма платежа, тыс. руб." приложения N 3 к проекту контракта фиксированный размер суммы оплаты этапов работ исходя из начальной (максимальной) цены контракта без возможности указания размера оплаты за каждый этап выполненных работ, с учетом понижающего коэффициента заказчиком, уполномоченным органом нарушены положения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Следует отметить, аналогичное нарушение было допущено заказчиком, уполномоченным органом в приложении N 2 "График выполнения работ" проекта контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "А Строй" на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту площадки для устройства передвижного поста весового контроля на автомобильной дороге Омск - Тара в Тарском муниципальном районе Омской области (извещение N 0152200004717000121) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области", Главного управления контрактной системы Омской области части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, КУ "Управление дорожного хозяйства Омской области" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии |
"_____..." |
Члены Комиссии: |
"_____..." |
|
"_____..." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 мая 2017 г. N 03-10.1/104-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017