Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 3 мая 2017 г. N 04-07/60-2017
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - Общество, Заявитель) от 24.04.2017 исх. N 140 (вх. N 1847 от 25.04.2017) на действия государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница", государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница", государственного учреждения Тульской области "Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной хоспис", государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики N1", государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина", государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева", государственного учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница N 2 г. Тулы", государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской", государственного учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница N4 г. Тулы", государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева", государственного учреждения здравоохранения "Щекинская районная больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр" (далее - Заказчики); государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение, Организатор совместного аукциона) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместной закупки в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку детского питания на период май-август 2017 года (закупка N 0366200035617000713) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
_- главного педиатра Тульской области, главного врача государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" (далее - ГУЗ "ТДОКБ");
- __ - главного детского специалиста по гастроэнтерологии Тульской области, представителя заказчика - ГУЗ "ТДОКБ" по доверенности;
- ___ - представителя заказчика - ГУЗ "ТДОКБ" по доверенности;
- ____ - представителя заказчика - ГУЗ "ТДОКБ" по доверенности;
- ___ - представителя Уполномоченного учреждения по доверенности;
- ___- представителя Заявителя по доверенности;
в отсутствие представителей иных заказчиков, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчиков, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
В жалобе, указывая на нарушение Заказчиками пунктов 1 и 2 части 1статьи 33 Закона, Общество приводит следующие доводы.
Описывая сухие молочные смеси для детского питания, Заказчики отходят от требований нормативной документации, зауживая значения показателей, используя по некоторым позициям нестандартные показатели (п. п. 13.4, 14.4, 15.4, 17.4, 18.4, 19.4, 20.4, 21.4, 22.4, 23.1, 24.4, 25.4, 26.4, 28.4, 29.4, 30.4, 34.4, 35.4, 36.4, 37.4 пункта 2 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе). По мнению Заявителя, обоснование необходимости использования таких показателей в Документации об электронном аукционе отсутствует, а данное описание объекта закупки ограничивает количество участников закупки и противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Общество считает, что техническое задание должно отражать объективную потребность Заказчиков в закупке товаров.
В жалобе ООО "Нутритек Кострома" просит выдать Заказчикам предписание о внесении изменений в документацию о данной закупке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы жалобы, пояснив, что Общество осуществляет поставку всех сухих молочных смесей для детского питания, характеристики которых указанны в техническом задании аукционной документации.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона.
Заказчики, Уполномоченное учреждение представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу, согласно которым характеристикам сухих молочных смесей, указанным в техническом задании аукционной документации, соответствуют сухие молочные смеси различных производителей.
По мнению ГУЗ "Тульская детская областная клиническая больница", требования к техническим характеристикам поставляемого товара были сформулированы в соответствии с положениями статьи 33 Закона, с учетом реальной потребности Заказчиков, исходя из специфики их деятельности.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиками, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с соглашением между Заказчиками и Уполномоченным учреждением - организатором совместной закупки о проведении совместного аукциона на основании приказа Уполномоченного учреждения от 24.03.2017 N 757 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку детского питания на период май-август 2017 года, создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок", определен ее состав.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035617000713) (далее соответственно - Извещение, Документация об электронном аукционе) размещены 27.03.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 353 922 ,70 рублей.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиками пунктов 1 и 2 части 1статьи 33 Закона Комиссия считает необоснованным, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Предметом закупки является поставка детского питания, характеристики которого отражены в пункте 2 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе. В частности подпункты: 13.4, 14.4, 15.4, 17.4, 18.4, 19.4, 20.4, 21.4, 22.4, 23.1, 24.4, 25.4, 26.4, 28.4, 29.4, 30.4, 34.4, 35.4, 36.4, 37.4 пункта 2 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе содержат описание требований к качеству, потребительским свойствам сухих молочных смесей для детского питания, отражающие потребность Заказчиков.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется, в том числе, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012).
Из приведенных выше норм Закона следует, что заказчик вправе устанавливать показатели товара, которые являются стандартными, иным образом, например, сужать их, но данные показатели должны соответствовать пределам, установленным, в частности, в указанных регламентах.
В ходе рассмотрения жалобы установлено (и не оспаривалось участниками заседания Комиссии), что нормированные показатели, установленные Заказчиками в подпунктах: 13.4, 14.4, 15.4, 17.4, 18.4, 19.4, 20.4, 21.4, 22.4, 23.1, 24.4, 25.4, 26.4, 28.4, 29.4, 30.4, 34.4, 35.4, 36.4, 37.4 пункта 2 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе, заужены, но входят в пределы, установленные Регламентом.
Как указано выше, Закон обязывает заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона).
Комиссией установлено, что в части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе содержится обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных, где, в том числе указано, что данные показатели и требования установлены на основании анализа сухих молочных смесей и иных продуктов питания, которые получают находящиеся на искусственном вскармливании новорожденные и дети раннего возраста (далее по тексту - сухие молочные смеси), в момент их поступления в учреждения здравоохранения Тульской области, а также в момент их перевода между учреждениями здравоохранения. Анализ проведён путём мониторинга сухих молочных смесей, которые получают дети новорожденного возраста и дети раннего возраста в домашних условиях, по состоянию на дату, предшествующую госпитализации.
Из объяснений Заказчиков следует, что при описании объекта закупки Заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В частности ГУЗ "ТДОКБ" в возражении на рассматриваемую жалобу указывает следующее.
Обеспечение пациентов лечебным питанием является неотъемлемой частью оказания медицинской помощи детскому населению области.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Очень важно подобрать смесь, идеально подходящую организму ребенка. При поступлении ребенка грудного возраста на лечение в стационар нельзя резко переводить его с одной смеси на другую. Процесс замены одной молочной смеси на другую должен осуществляться лишь в случае необходимости и быть плавным, чтобы организм ребенка адаптировался к новой для него пище и не вызвал расстройство желудочно-кишечного тракта. У здорового ребенка переход к новому питанию должен проходить в течение 8-10 дней, а у больного ребенка он составляет до 10-14 дней.
При поступлении грудного ребенка на лечение в ГУЗ "ТДОКБ" врач назначает лечебное питание (сухую молочную смесь) ребенку, которое он получал до заболевания дома, либо в стационаре, в котором находился ранее. Анализ характера смесей, используемых при искусственном вскармливании детей находившихся на лечении в отделении патологии новорожденных и педиатрическом отделении ГУЗ "ТДОКБ" в 2016 году показал, что для обеспечения искусственного вскармливания детей раннего возраста, госпитализированных в ГУЗ "ТДОКБ" в 2016 году, использовался широкий ассортимент сухих молочных смесей, что было обусловлено предыдущим назначением молочных смесей и нецелесообразностью менять их на период госпитализации, так как это может вызвать нарушение со стороны желудочно-кишечного тракта и повлиять на процессы лечения.
В структуре используемых ГУЗ "ТДОКБ" сухих молочных смесей составляли: НАН 1 - 10 %, НАН безлактозный - 9 %, Малютка - 9 %, Симилак 2 - 8 %, Симилак шур - 8 %, Фрисолак голд -7 %, НАН пре - 7 %, Нутрилон 1 - 6 %, Нутрилон пре - 5%, Фрисовом - 5 %, НАН гипоаллергенный - 4 %, Симилак 1 - 4 %, Симилак низколактозный - 4 %, Симилак антирефлюксный - 4 %, НАН кисломолочный - 2 %, Нутрилон антирефлюкс - 2 %. Нестажен1 - 2 %, Нестажен2 - 2 %, Нутрилон пепти гастро - 1 %, Семилак премиум - 1 %. При составлении технического задания использовались характеристики питательных веществ данных сухих молочных смесей. Поставка молочных смесей с другими характеристиками фактически лишит заказчика возможности обеспечить детей, находящихся в стационаре, необходимым питанием.
Необходимо отметить, что заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссия считает, что участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорных товаров на соответствующем рынке невозможно или затруднено; а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Доказательств того, что Общество не может приобрести спорный товар Комиссии не представлено.
Более того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что ООО "Нутритек Кострома" не является производителем сухих молочных смесей для детского питания, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий такой товар для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе с характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации. Общество готово поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и в полной мере удовлетворяющий потребности Заказчиков, при условии наличия коммерческой выгоды. Однако Заявку на участие в Электронном аукционе Общество не подавало, поскольку поставка товара по ряду позиций пункта 2 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе для Заявителя является коммерчески не обоснованной и экономически не выгодной.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения конкурсной документации не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.
Следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" от 24.04.2017 исх. N 140 (вх. N 1847 от 25.04.2017) на действия государственного учреждения здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница", государственного учреждения здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница", государственного учреждения Тульской области "Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной хоспис", государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики N1", государственного учреждения здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина", государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева", государственного учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница N 2 г. Тулы", государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской", государственного учреждения здравоохранения "Детская инфекционная больница N4 г. Тулы", государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева", государственного учреждения здравоохранения "Щекинская районная больница", государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр"; государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместной закупки в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку детского питания на период май-август 2017 года (закупка N 0366200035617000713) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Список адресатов:
1. Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок": пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300041
2. Аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок": пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300041
3. Общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер": набережная Тараса Шевченко, д.23А, г. Москва, 121151
4. Общество с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома": ул. Зеленая, д. 5А, г. Кострома, 156019
Заказчики:
1. государственное учреждение здравоохранения "Богородицкая центральная районная больница": 301835, Тульская обл, Богородицк г, Пушкинская, 23;
2. государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Киреевская центральная районная больница": 301260, Тульская обл, Киреевский р-н, Киреевск г, Ленина, 44;
3. государственное учреждение Тульской области "Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов": 301440, Тульская обл, Одоевский р-н, Одоев рп, Карла Маркса, 69;
4. государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной хоспис": 301216, Тульская обл, Щекинский р-н, Ломинцевский п, Центральная ТЖРУ, 9;
5. государственное учреждение здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница": 300010, Тульская обл, Тула г, Бондаренко, 39.
6. государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики N1": 300041, Тульская обл, Тула г, Ф.Энгельса, 97;
7. государственное учреждение здравоохранения "Новомосковская городская клиническая больница": 301650, Тульская обл., Новомосковский р-н, г. Новомосковск улица Калинина, 39;
8. государственное учреждение здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина": 300012, Тульская обл., Тула г., Первомайская, 13;
9. государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева": 300002, Тульская обл, Тула г, Комсомольская, 1;
10. государственное учреждение здравоохранения "Детская инфекционная больница N 2 г. Тулы": 300001, Тульская обл, Тула г, Марата, 47;
11. государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом N 1 г. Тулы имени В.С. Гумилевской": 300041, Тульская обл, Тула г, Революции, 4.
12. государственное учреждение здравоохранения "Детская инфекционная больница N4 г. Тулы": 300045, Тульская обл, Тула г, Кауля, 3 кор.4, 300041, Тульская обл., Тула г, Оборонная, 21;
13. государственное учреждение здравоохранения "Щекинская районная больница" 301247, Тульская обл, Щекинский р-н, Щекино г, Болдина, 1;
14. государственное учреждение здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф. Снегирева" 301369, Тульская обл., Алексинский р-н, Алексин г., Санаторная, 15.
15. государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр". 300053, Тульская обл, Тула г, Гастелло 2-й, 19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 3 мая 2017 г. N 04-07/60-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017