Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 апреля 2017 г. N 2-57-4449/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ": И.В. Смекалина,
ООО "СК Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, охранной сигнализации, автоматизации противопожарной защиты, средств видеонаблюдения в зданиях ГБУЗ ГКБ N 24 ДЗМ (Закупка N 0373200026117000064) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 10/19636 от 25.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении Заказчиком в проекте контракта конкретного срока действия Контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.12.1 проекта государственного контракта: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами. Срок выполнения работ - в течение 6 (Шести) месяцев с даты заключения контракта". В п. 12.2 Проекта контракта установлено: "Истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку при выборе способа обеспечения банковской гарантией участникам закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации неправомерно не установлен конкретный срок выполнения работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном размещении Заказчиком аукционной документации, а именно объединение граф "Требуемое значение" и "Требуемый параметр", что не позволяет надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе, поскольку невозможно однозначно определить минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно доводам жалоб Заявителя, в Форме 2 аукционной документации не разделены графы "Требуемый параметр" и "Требуемое значение", что вводит в заблуждение, влечет ограничение количества участников закупок, а также препятствует корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционах.
На заседании Комиссии Управления установлено, что требуемые параметры и требуемые значения установлены сплошным текстом, что не позволяет установить потребность Заказчика и может вводить участников закупки в заблуждение, так, например: "Тип аккумулятора соответствующий стандарту CEI IEC 1056-1 (МЭК 1056-1), номинальным напряжением 12 В: Максимальная мощность, потребляемая от сети переменного тока, ВА, не более 160. Габаритные размеры ШхВхГ, мм, не более 315х219х123. Масса (без АКБ), кг, не более 2,4.Рабочие условия эксплуатации температура окружающей среды от -10 до +40°С, относительная влажность воздуха не более 90% при температуре +24°С, отсутствие в воздухе токопроводящей пыли и агрессивных веществ (паров кислот, щелочей и т.п.)".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к товарам, используемым при оказании услуг подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки установлены требования, вводящие участников закупки в заблуждение, а именно:
- "Использование знака: ";", разделяющего свойства товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо выбрать одно из указанных свойств товара (материала)";
- "В случае наличия в описании характеристик товара слов "и", "или" они трактуются в соответствии с общепринятыми значениями русского языка, "и"- соединяет однородные члены предложения и объединяет отдельные члены в перечислении; "или"- употребляется при соотнесении однородных членов предложения или целых предложений (по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга), указывая на необходимость выбора между ними.";
- "Показатели характеристик товаров при одновременном сопровождении символами "и", "или", к примеру: "10 и 12 или 15", необходимо осуществить выбор между значениями "10 и 12", либо "15". В случае, если при описании характеристики товаров одновременно используются символы ",", "/", к примеру: "белый, красный /черный", следует читать как "белый и красный или черный", следовательно, необходимо осуществить выбор между значениями "белый и красный", либо "черный";
- "Показатели характеристик товаров при одновременном сопровождении символами ",", ";", к примеру: "10,12;15", следует читать как "10 и 12 или 15", следовательно, необходимо осуществить выбор между значениями "10 и 12", либо "15";
- "Знак "\" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "и". Знак "/" при описании характеристик в настоящем перечне материалов не означает минимальный и (или) максимальный показатель, а является требованием к показателю товара (материала) и считается значением "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия (например, день/ночь) или, когда речь идет о взаимосвязанных, но не взаимозаменяемых параметрах";
- "Показатели характеристик товаров при одновременном сопровождении символами "/", "\", к примеру: "10 / 12 / 14 \ 16 / 18", следует читать как "10 или 12 или 14 и 16 или 18", следовательно, необходимо осуществить выбор между значениями "10", либо "12", либо "14 и 16", либо "18";
- "В случае, если при описании характеристики товаров одновременно используются символы ",", "/", к примеру: "белый, красный /черный", следует читать как "белый и красный или черный", следовательно, необходимо осуществить выбор между значениями "белый и красный", либо "черный";
- "Знак " ' ", разделяющий свойства товара (материала), после которого следует знак "X" свидетельствует о том, что Заказчику необходимы все перечисленные свойства товара (материала) до знака "X", вместе с неизменяемым значением после знака "X"";
- "Если указывается символ "*", то должна быть предложена характеристика товара с неизменным значением вместе с приставкой, например, "до 50 кг*";
- "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться".
По мнению Заявителя, Заказчик в Инструкции установил множество различных условных обозначений, которые обозначают одно и то же смысловое значение, что вводит участников закупки в заблуждение и затрудняет подготовку заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы, в Инструкции Заказчиком установлены условные обозначения, имеющие идентичное написание, но различное смысловое обозначение, а именно:
- "Словосочетание "в пределе", следует трактовать, как указание значения, имеющего по своей сути интервальное значение и его необходимо указывать в диапазоне";
- "Формулировку "расход в пределах", следует трактовать, как указание характеристики среднего (математического) расхода средства".
По мнению Заявителя, вышеуказанные положения инструкции вводят участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, в инструкции установлено следующее положение: "Формулировку "концентрация рабочих растворов", следует трактовать, как указание характеристики среднего (математического) значения", что, по мнению Заявителя, обязывает произвести математические расчеты требуемых характеристик и вводит участников закупки в заблуждение.
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком установлено положение инструкции, вводящее участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить потребность Заказчика, а именно: "При подготовке заявки участнику размещения заказа необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от", "до" указываются в виде конкретного значения, в рамках установленного диапазона, не включая пограничные показатели (за исключением интервалов значений показателей государственных стандартов и температуры)".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления положений инструкции подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к оформлению и форме заявки на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлено требование к оформлению заявки в части инструкции по заполнению сведений о качестве технических характеристик товара, а именно: "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при производстве работ товаров сведений по требуемому параметру характеристик товара, участник размещения заказа должен указать "не нормируется" или "не регламентируется".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч. 2 ст. 33, п.2 ч. 1, ч.2 ст. 64, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалоб ООО "АВТОКАСКАД" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-3989/77-17 от 19.04.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Л.Н. Харченко
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 апреля 2017 г. N 2-57-4449/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017