Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 мая 2017 г. N 21-06/82-17Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - заместителя руководителя управления Кодерле И.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Атласовская средняя школа" (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
уполномоченного органа - администрации Мильковского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по капитальному ремонту здания школа (закупка N 0138300007217000052), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания школа (закупка N 0138300007217000052) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 216 339,00 рублей.
Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе 06.04.2017.
25.04.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива". По мнению Заявителя, положения документации о Закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) Заказчик в документации об ЭА установил, что для выполнения работ по объекту Закупки используются следующие группы работ строительных: "работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
При этом, Заказчик не указывает по какой именно группе работ строительных из двух вышеперечисленных, на выполнение которых заключается контракт, следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта, нарушая тем самым законодательство о контрактной системе и Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99 от 04.02.2015).
2) в проекте контракта (пункты 6.2.2., 6.3.2.) размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту установлен только для одного порогового значения цены контракта, в нарушение порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013;
3) в проекте контракта (пункт 9.3.) содержится информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта в нарушение положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения на жалобу от 02.05.2017 N 1106, пояснив следующее.
В извещении о Закупке установлен код по ОКПД2 41.20.20.180, который соответствует наименованию объекта Закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту здания школы"; дополнительные требования, установленные в документации об ЭА, соответствуют Постановлению N 99 от 04.02.2015 и положениям законодательства о контрактной системе Заказчиком не нарушены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, как указано в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 99 от 04.02.2015 установило дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В пункте 2 Приложения N 1 Постановления N 99 от 04.02.2015 указаны дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В этом же пункте указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Исходя из вышеуказанных норм, участником закупки подтверждается опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об ЭА должна быть установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015.
Работы по капитальному ремонту здания школы, являющиеся предметом Закупки, отнесены к коду ОКПД2 41.20.20.180, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. Следовательно, Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением N 99 от 04.02.2015.
В извещении, документации об ЭА (пункт 11.12) Заказчик установил требование к участникам Закупки о том, что "_Требуется наличие опыта исполнение контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Таким образом, в извещении, документации об ЭА воспроизведена формулировка Постановления N 99 от 04.02.2015, при этом не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения 1 к Постановлению N 99 от 04.02.2015, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Поскольку по итогам ЭА участниками Закупки в составе второй части заявки предоставлено подтверждение наличия опыта исполнения контракта на выполнение работ строительных по объекту капитального строительства, основания для выдачи предписания об устранении данного нарушения отсутствуют.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Перечень обязательных сведений, которые должны быть включены в проект контракта, определен статьей 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 указанной статьи в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлена обязанность заказчика установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа и размера пени утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На основании пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Заказчик в проекте контракта предусмотрел штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту Подрядчиком - 5 % от цены контракта (п. 6.3.2.), Заказчиком - 2 % от цены контракта (п. 6.2.2.), т.е. для порогового значения цены контракта от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 216 339,00 рублей.
Разделом 3 проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1), локальным сметным расчетам определяющих объем, содержание работ, при этом обеспечив надлежащее качество всех выполняемых по Закупке работ.
Вероятность того, что участник Закупки согласится выполнить весь объем работ согласно локальному сметному расчету "Выполнение работ по капитальному ремонту здания школы", оцененный в 16 млн. рублей, за цену менее 3 млн. рублей, ничтожна.
Таким образом, довод Заявителя о не установлении в проекте контракта всех возможных значений размеров штрафа, предусмотренных Правилами для порогового значения цены контракта, не превышающих начальную (максимальную) цену контракта, не обоснован.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В извещении, документации об ЭА (пункт 6.1.) о Закупке указано, что если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации об ЭА.
В пункте 9.3. проекта контракта указано "_(в случае если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при непредоставлении таким участником информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной систиеме, размер обеспечения исполнения контракта составит ____% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ____рубля ____копеек)".
Начальная (максимальная) цена контракта по Закупке составляет более чем 15 млн. рублей (16 216 339,00 рублей).
Таким образом, в проекте контракта указание на возможность предоставления участником Закупки в качестве обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей добросовестность, не соответствует части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части ненадлежащего установления дополнительных требований к участникам Закупки о наличии опыта выполнения работ; установления в проекте контракта требования к обеспечению исполнения контракта не в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ___________________ И.В. Кодерле
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 мая 2017 г. N 21-06/82-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017