Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 мая 2017 г. N 132Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 02 мая 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии -начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заявителя - ООО "Найс компани" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова" (далее также - заказчик) - представитель по доверенности Хватова С.А. (после перерыва не явилась),
рассмотрев жалобу АО "Найс компани" на действия аукционной комиссии заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы, иглы) (извещение N 0371200021417000070). (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба АО "Найс компани" на действия аукционной комиссии заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы, иглы) (извещение N 0371200021417000070).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что члены аукционной комиссии заказчика неправомерно отстранили от участия в закупке АО "Найс компани" на основании установления недостоверной информации, содержащейся в заявке последнего.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласны, представил письменные объяснения с указанием того, что аукционной комиссией заказчика законно принято решение на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов и сведений. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.03.2017 размещено извещение N 0371200021417000070 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов вместе с аукционной документацией.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Представитель заказчика пояснил, что участник закупки - АО "Найс компани", был отстранен от участия в аукционе в электронной форме, в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником закупки - АО "Найс компани", в составе его заявки и выразившейся в указании последним в первой части заявки сведений о технических документах, в соответствии с которыми производится товар, для ряда позиций расходных материалов отличных от таких сведений, содержащихся в документах в составе второй части его заявки (регистрационных удостоверениях, декларациях о соответствии).
Принятое аукционной комиссией заказчика решение отражено в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0371200021417000070 от 18 апреля 2017 года "заявка участника закупки - АО "Найс компани", на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ признана не соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме в виду установления недостоверности информации, представленной в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ: "участником закупки в первой части заявки была представлена информация о функциональных, технических и качественных характеристиках товара: п.2 Шприц инсулиновый ГОСТ ISO 8537-2011; п. 3,4,5,6 Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный ГОСТ ISO 7886-1-2011. Во второй части заявки участник закупки представил сертификат о происхождении товара ООО "МПК "Елец" выпускающий товар по ТУ 9398-001-74017482-2010".
Комиссия, ознакомившись с данным протоколом, документами представленными заказчиком (аукционной документацией, заявкой участника закупки АО "Найс компани" (первой и второй ее частью), приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. не допускается использование союза "или"
Конкретные показатели заполняются в соответствии с Разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара.
Любая информация, представленная участником в составе первой части заявки, рассматривается аукционной комиссией как "информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" и проверяется на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Несоответствие представленной информации требованиям документации влечет за собой отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчику требовались к поставке расходные материалы (шприцы, иглы):
N |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Кол-во |
Ед. изм. |
1 |
Игла инъекционная |
Одноразовая инъекционная стерильная игла диаметром 1,2 х 40 мм ГОСТ ISO 7864-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
10 000 |
Штука |
2 |
Шприц инсулиновый |
Шприц инсулиновый 1 мл, одноразовый U 100, инъекционный с иглой ГОСТ ISO 8537-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
5 000 |
Штука |
3 |
Шприц трехкомпонентный |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 2 мл с иглой 0,6 (или 0,7) х 30 мм наличие уплотнительной манжеты на поршне; игла атравматическая тонкостенная, имеет лазерную трехгранную заточку, материал - высокопрочная нержавеющая сталь, покрытая слоем силикона. Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку. ГОСТ ISO 7886-1-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
20 000 |
Штука |
4 |
Шприц трехкомпонентный |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 20 мл с иглой 0,8 х 40 мм наличие уплотнительной манжеты на поршне; игла атравматическая тонкостенная, имеет лазерную трехгранную заточку, материал - высокопрочная нержавеющая сталь, покрытая слоем силикона. Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку. ГОСТ ISO 7886-1-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
10 000 |
Штука |
5 |
Шприц трехкомпонентный |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 5 мл с иглой 0,8(или 0,7) х 40 мм наличие уплотнительной манжеты на поршне; игла атравматическая тонкостенная, имеет лазерную трехгранную заточку, материал - высокопрочная нержавеющая сталь, покрытая слоем силикона. Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку. ГОСТ ISO 7886-1-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
35 000 |
Штука |
6 |
Шприц трехкомпонентный |
Шприц инъекционный однократного применения 3-х компонентный 10 мл с иглой 0,8 х 40 мм наличие уплотнительной манжеты на поршне; игла атравматическая тонкостенная, имеет лазерную трехгранную заточку, материал - высокопрочная нержавеющая сталь, покрытая слоем силикона. Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской. Каждый шприц имеет индивидуальную стерильную упаковку. ГОСТ ISO 7886-1-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу |
30 000 |
Штука |
В рамках заседания Комиссии представитель заказчика отметил, что участники закупки в составе первой части своей заявки, руководствуясь положениями аукционной документации, должны были указать технический документ (ГОСТ или ТУ, соответствующего данному ГОСТу), в соответствии с которым изготавливаются требующиеся заказчику к поставке расходные материалы, то есть основополагающий документ для каждого вида медицинского изделия, указанного заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме согласно регистрационному удостоверению либо иному документу, отражающему подобные сведения.
Вопреки доводам заказчика, из приведенных выше положений документации об аукционе в электронной форме (требований к содержанию и составу первой части заявки участников закупки, раздела 2 "Описание объекта закупки") не следует, что участники закупки при формировании первой части своей заявки, в том числе, при указании ГОСТ или ТУ, соответствующего данному ГОСТу, должны были ориентироваться на данные о технических документах, в соответствии с которыми производится тот или иной товар, указанных, например, в регистрационном удостоверении, декларации о соответствии и т.д. Выбранный заказчиком способ изложения требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара не исключает возможность участников закупки толковать содержащуюся в техническом задании (например, по позиции 1) фразу "ГОСТ ISO 7864-2011 или ТУ* соответствующее данному ГОСТу" (а также ей подобный (по иным позициям) фразы) следующим образом: участникам закупки при формировании первой части заявки, в том числе, при указании ГОСТ или ТУ, соответствующего данному ГОСТу, необходимо ориентироваться на то, какому из указанных заказчиком в техническом задании техническому документу (ГОСТу или ТУ) соответствует предлагаемый участником закупки товар по той или иной позиции.
При этом из содержания жалобы АО "Найс компани", первой части его заявки, заявок иных участников закупки (ООО "ЕМТ", ООО "ПромФарм", ООО "Стерин") (при условии отсутствия в аукционной документации подробной и исчерпывающей информации по заполнению первой части заявки) следует, что участники закупки поняли данное указание, как возможность выбора по своему усмотрению технического документа (ГОСТ или ТУ), которому соответствует предлагаемый им товар, вне зависимости от привязки к иным документам (регистрационное удостоверение, декларация о соответствии и т.д.).
Вторая часть заявки участника закупки - АО "Найс компани", включала в себя, в том числе, сертификат о происхождения товара форма СТ-1 N 7037000008, выданный ООО "МПК "Елец" (далее - сертификат СТ-1 N 7037000008). Данный сертификат содержит ссылку на регистрационное удостоверение от 13 октября 2015 года N РЗН 2015/2974.
При этом, согласно имеющейся в распоряжении заказчика заявки участника закупки ООО "ЕМТ", содержавший регистрационное удостоверение и декларацию о соответствии от 01.03.2016, согласно которым товар, предлагаемый АО "Найс компани" по позициям 2 и 3-6 в первой части заявки соответствует требованиям ГОСТ ISO 8537-2011 и ГОСТ ISO 7886-1-2011 соответственно.
В данном случае из совокупности сведений, содержащихся в первой и второй части заявки участника закупки АО "Найс компани" следует, что последний предлагает к поставке шприцы инъекционные однократного применения стерильные (позиции 2 и 3-6) производителя ООО "МПК "Елец", которые согласно первой части заявки соответствуют ГОСТ ISO 8537-2011 и ГОСТ ISO 7886-1-2011 и данный факт подтверждается декларацией о соответствии от 01.03.2016, имеющейся на момент рассмотрения вторых частей заявок в распоряжении заказчика.
Иных доказательств предоставления АО "Найс компани" недостоверных сведений в первой части заявки аукционной комиссий заказчика в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0371200021417000070 от 18 апреля 2017 года не указано.
Следует отметить, что в соответствии с частью 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, у аукционной комиссии имеется лишь такое право (не обязанность) проверять указанные участником закупки в первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе сведения на достоверность. В случае, если члены аукционной комиссии обладают проверенными и неопровержимыми доказательствами предоставления участником закупки недостоверных сведений в заявке они обязаны отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Кроме того, подобное право проверить заявку участника закупки на достоверность и отстранить участника закупки, предоставившего недостоверную информацию имеется у заказчика на любом этапе проведения электронного аукциона (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), а также в ходе исполнения контракта (часть 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Следовательно, признав, заявку участника закупки - ООО "Найс компани", соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме и установив в дальнейшем надлежащие (необходимые и достаточные) доказательства предоставления участником закупки в заявке недостоверных сведений сам заказчик беспрепятственно смог бы отстранить участника от участия в закупке в закупке (до заключения государственного контракта), либо расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке (в случае установления недостоверности представленных участником закупки сведений после заключения контракта).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Учитывая требования документации об аукционе в электронной форме и содержание заявки участника закупки, Комиссия полагает, что на момент составления протокола подведения итогов электронного аукциона N0371200021417000070 от 18 апреля 2017 года аукционная комиссия заказчика не располагала необходимыми и достаточными доказательствами для отстранения АО "Найс компани" от участия в аукционе в электронной форме именно на этапе рассмотрения вторых частей заявок.
Таким образом, признав заявку участника закупки - АО "Найс компани", несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме, на основании установления недостоверности сведений, при условии отсутствия в распоряжении аукционной комиссии заказчика надлежащих доказательств последнего, данная комиссия допустила нарушения пункта 1 части 6 и части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частями 15, 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу АО "Найс компани" на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов (шприцы, иглы) (извещение N0371200021417000070) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", нарушившей пункт 1 части 6, часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Не выдавать аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская больница N 2 имени Н.И. Пирогова", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку предписание выдано по делу N 05-02/131Ж-17 от 02.05.2017.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 мая 2017 г. N 132Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017