Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2017 г. N 355-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоБаза" (622048, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Авангардная, д. 48) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "СОКБ N 1" (620102, г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (отходы цитостатиков, генотоксичных препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов) (извещение N 0362200038217000105) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СпецАвтоБаза" (вх. N 01-4713 от 22.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "СОКБ N 1", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (отходы цитостатиков, генотоксичных препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов) (извещение N 0362200038217000105) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СпецАвтоБаза" указал, что положения документации в части требований к участникам электронного аукциона и составу заявки на участие в электронном аукционе установлены с нарушением норм Закона о контрактной системе, а также, что заказчиком нарушен порядок отбора участников закупки, просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27 февраля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200038217000105 и аукционная документация на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (отходы цитостатиков, генотоксичных препаратов и всех видов отходов, образующихся в результате приготовления их растворов).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 369 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
На основании ч. 3 ст. 49 Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы класса Г подразделяются на лекарственные средства (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, системе освещения и другие.
В соответствии с п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности определяет Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Таким образом, для осуществления деятельности по вывозу и обезвреживанию медицинских отходов класса Г исполнитель должен обладать лицензией на транспортирование, обезвреживание отходов I-IV классов опасности.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, отражены заказчиком в п. 12.1 Части I аукционной документации, при этом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на сбор, транспортирование и обезвреживание медицинских отходов I-IV классов опасности.
В данных действиях заказчика присутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Требования к составу второй части заявки установлено в п. 13.2 Части I аукционной документации. Буквальное требование п.п. 4 п. 13.2 Части I аукционной документации вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать лицензию на данный вид деятельности согласно п.4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
Таким образом, заказчиком в положениях аукционной документации в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной не установлено требование о наличии в составе заявки конкретного документа, подтверждающего право участника осуществлять сбор, транспортирование и обезвреживание медицинских отходов I-IV классов опасности.
В данных действиях заказчика присутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
02.03.2017 г. участником ООО "СпецАвтоБаза" в адрес заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, в соответствии с которым участник просил разъяснить:
1) Каким органом должна быть выдана лицензия, на основании какого законодательства, на какие виды услуг, если N99-ФЗ и N 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы класса Г?
2) На каком основании Заказчик не вносит изменения в Документацию в требовании к составу второй части заявки и не прописывает конкретно виды услуг в требовании к лицензии, если считает, что вывоз (транспортирование) и обезвреживание медицинских отходов класса Г - лицензируемая деятельность?
3) Как Заказчик в разъяснении может определять класс опасности медицинских отходов класса Г ссылаясь на п. 2.1. СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", если в п. 1.3. выше указанных СП прописано, что данные правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы?
03.03.2017 г. заказчиком в лице ГБУЗ СО "СОКБ N 1" был размещен ответ на запрос о даче разъяснений: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (часть 3 ст. 65 Закона О контрактной системе).
Заказчик в сроки и в порядке, установленном частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе размещает разъяснение положений документации об электронном аукционе.
Как следует из содержания поступившего запроса, положения аукционной документации понятны участнику и не влекут двоякого толкования, а сам запрос направлен на выяснение мотивов заказчика, которыми тот руководствовался при определении потребности в товарах/работах/услугах, которые являются предметом аукциона.
Мотивы принятия решений относительно потребности в тех или иных товарах/работах/услугах, их потребительских, функциональных свойствах, технических характеристиках, качественных и иных параметров товаров/работ/услуг, являющихся предметом аукциона, не относятся к положениям аукционной документации, содержание которой определено в статье 65 Закона о контрактной системе.
Законодательством РФ, регламентирующим правоотношения, возникающие при закупках товаров/работ/услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе Законом о контрактной системе, не установлена обязанность для заказчика давать разъяснения относительно мотивов определения потребности в тех или иных товарах/работах/услугах.
Таким образом, поступивший запрос, как следует из его содержания, является попыткой со стороны участника начать переговоры с заказчиком относительно предмета закупки и возможности подать заявку на участие в определении поставщика/подрядчика/исполнителя с предложением товаров/работ/услуг, иных по своим свойствам, характеристикам, условиям поставки/исполнения/оказания товаров/работ/услуг, нежели те, потребность в которых испытывает заказчик. При этом прямой запрет на такие действия содержатся в статье 46 Закона о контрактной системе.
В случае, если участник все же считает, что его права каким-то образом нарушаются положениями аукционной документации, он может подать жалобу в уполномоченный контрольный орган или же обжаловать положения аукционной документации в судебном порядке".
На основании вышеизложенного, комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в лице ГБУЗ СО "СОКБ N 1" в нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не был дан ответ по сути запроса разъяснений аукционной документации от 02.03.2017 г.
В данных действиях заказчика присутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 16 марта 2017 года N 132 в адрес заказчика поступили заявки 3 участников. Победителем электронного аукциона по итога аукциона признан участник ООО "Энерго" с порядковым номером заявки 3.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в заявке ООО "Энерго" не содержалось лицензии на сбор и транспортирование отходов предусмотренной п.п. 4 п. 13.2 Части I аукционной документации.
Таким образом, комиссия заказчика признала заявку участника ООО "Энерго" с порядковым номером 3 соответствующей требованиям аукционной документации в нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика присутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СпецАвтоБаза" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 65, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4, ч. 2 и ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе (извещение N 0362200038217000105) с документами, удостоверяющими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации на составление протокола об административном правонарушении ___ ________ 2017 г. в ___:___ по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3 этаж 4.
6. Обязать заказчику обеспечить явку членов комиссии, принимавших решение о признании соответствующей требованиям документации заявки участника закупки с порядковым номером 3 - ООО "Энерго", с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия каждого их них на участие в единой комиссии на составление протокола об административном правонарушении ___ ________ 2017 г. в ___:___ по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3 этаж 4.
7. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица, сформировавшего и утвердившего текст разъяснения документации от 03.03.2017 г. для целей его размещения в ЕИС, с документами, подтверждающими право данного лица на совершение указанных действий на составление протокола об административном правонарушении ___ ________ 2017 г. в ___:___ по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 355-з
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 29.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N 355-З от 29.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная больница N 1" в срок до 01 июня 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены всех составленных протоколов, внесения изменения в документацию согласно решению 355-з от 29.03.2017 г., продления срока для подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная больница N 1" в срок до 15 июня 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 марта 2017 г. N 355-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017