Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 мая 2017 г. N 228-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Закрытого акционерного общества молодежный оздоровительно-культурный комплекс "Черемушки" (далее - ЗАО МОКК "Черемушки") на действия заказчика при проведении аукциона на оказание услуг по организации питания, проживания и проведения областного этапа Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", проводимых с 26.05.2017 г. по 01.06.2017 г. для нужд "Заказчика" на территории Челябинской области (извещение N 0369200021617000007) в присутствии:
- представителя ЗАО МОКК "Черемушки", действующего на основании доверенности N 74АА3563631 от 25.04.2017;
- представителей Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивная школа" (далее - ГБУДО "ОДЮСШ", Заказчик), действующих на основании приказа N 71-к, 93 от 21.09.1995, приказа N 72/3 от 01.12.2016;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 24.04.2017 поступила жалоба ЗАО МОКК "Черемушки" на действия заказчика при проведении аукциона на оказание услуг по организации питания, проживания и проведения областного этапа Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", проводимых с 26.05.2017 г. по 01.06.2017 г. для нужд "Заказчика" на территории Челябинской области (извещение N 0369200021617000007) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы ГБУДО "ОДЮСШ" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.04.2017 в 17:09.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по организации питания, проживания и проведения областного этапа Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры", проводимых с 26.05.2017 г. по 01.06.2017 г. для нужд "Заказчика" на территории Челябинской области - 2 267 440,32 рублей.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369200021617000007 от 26.04.2017.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведенного аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Представители заказчика с доводами жалобы ЗАО МОКК "Черемушки" не согласились и пояснили, что требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности установлено для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей во время проведения мероприятия. Вместе с тем, согласно пояснениям, подобные мероприятия проводятся с 2011 года, до настоящего времени подобные требования к участникам закупки не устанавливались.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона единые требования к участникам в соответствии с частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Пункт 14 документации об аукционе в электронной форме также не содержит требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Вместе с тем из пункта 4 требований, установленных заказчиком к качеству, техническим характеристикам услуг, требований к их безопасности и иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, пункта 2.2.1 проекта контракта следует, что на момент начала оказания услуг учреждение-победитель (исполнитель) должно иметь действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную лицензирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако, как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, с чем согласились представители заказчика, и что подтверждается мнением лицензирующего органа, для оказания услуг по организации питания, проживания и проведения областного этапа Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" лицензия на осуществление образовательной деятельности не требуется. Следовательно, документация об аукционе содержит требования, не предусмотренные действующим законодательством.
1.2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 14 документации об аукционе требование к участникам закупки об отсутствии судимости руководителя, главного бухгалтера участника закупки за преступления в сфере экономики указано не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе; требование к участникам закупки по пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не нашло отражения в документации об аукционе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 20 документации об электронном аукционе вторая часть на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию соответствия участника аукциона пунктам 3-10 части 1, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу с 1 января 2014 года;
- пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не применим к рассматриваемому объекту закупки;
- соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, проверяет оператор электронной площадки при его аккредитации на электронной площадке (часть 8.1 статьи 31 Закона о контрактной системе);
- подтверждение соответствие участника закупки установленным в документации требованиям Постановления N 1457 положениями Закона о контрактной системе не регламентировано. Вместе с тем, вывод о соответствии участника закупки указанному требованию может сделать заказчик из выписки из единого государственного реестра юридических лица, направляемой оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе;
- отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в силу действующего законодательства о контрактной системе, может выступать как установленное требование заказчика. При этом проверить соответствие участников закупки такому требованию заказчик осуществляет самостоятельно путем обращения к реестру недобросовестных поставщиков, находящемуся в единой информационной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены "Методические рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета указанной цены, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет.
Вместе с тем, указание на выполненный расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
2. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из пункта 16 документации об аукционе:
- дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе - 19 апреля 2017 года;
- дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе - 22 апреля 2017 года.
Поскольку дата и время начала подачи заявок - 18.04.2017; дата и время окончания подачи заявок - 25.04.2017, заказчиком даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указаны в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке должен содержать исчерпывающую информацию, установленную документацией о закупке, которая при заключении контракта изменяться не может.
Однако в спецификации к проекту контракта заказчик не указал наименование, количество предоставляемых услуг, определяющих предмет контракта, что может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке в нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4 проекта контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим договором, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств установлена ГБУДО "ОДЮСШ" не в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО МОКК "Черемушки" на действия заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 мая 2017 г. N 228-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017