Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 мая 2017 г. N 232-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ООО "Югорские технологии безопасности", в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Областной медицинский центр мобрезервов "Резерв", действующего на основании доверенности от 02.05.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Югорские технологии безопасности" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны (извещение N 0369200025717000009) (далее - конкурс).
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте 03.04.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 499 964, 40 рублей.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Югорские технологии безопасности" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России, так как для оказания услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны допуск к государственной тайне не требуется.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
Заказчиком правомерно установлено требование о наличии лицензии ФСБ России, так как в ходе выполнения работ исполнитель неизбежно будет знакомиться с местом дислокации объектов государственного резерва, информация о которых в соответствии с действующим законодательством является секретной.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Как следует из письменных пояснений заказчика в ходе оказания услуг участник закупки будет ознакомлен с местом нахождения объектов (адрес), на которых необходимо оказать услуги по техническому обслуживанию технических средств охраны.
Как следует из пункта 6 раздела 1 документации о закупке и пункта 1.1 технического задания место оказание определено как объекты 1-6, 8-16 ГБУЗ ОМЦ "Резерв".
При этом, из письменных пояснений заказчика (письма исх. N 183 от 03.05.2017, исх. N 187 от 04.05.2017) следует, что сведения о номенклатуре, размещении, объемах накопления, дислокации, фактических запасах и материальных ценностях государственного материального резерва составляют государственную тайну со степенью секретности "секретно" (пункт 36 Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", часть 6 статьи 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве").
Кроме того, в письменных пояснениях заказчика указано, что в соответствии с пунктом 66 развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России N 13с от 08.04.2008, сведения о дислокации государственного материального резерва также являются секретными.
Таким образом, в ходе оказания услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны участник закупки будет неизбежно знакомиться с местом дислокации указанных объектов государственного резерва, то есть со сведениями, составляющими государственную тайну, что требует от участника закупки наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.
Согласно пункту 8 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 в лицензии указывается, в том числе степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну.
При этом в статье 8 Закона о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
В соответствии с извещением, пунктами 16, 21 раздела 1 аукционной документации установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки на участие в аукционе о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ФСБ России. Однако в документации о закупке при указании требования к лицензии не конкретизирована степень секретности сведений, допуск к которым должен иметься у участника закупки. Отсутствие данной информации в итоге может привести к несанкционированному доступу к сведениям, составляющим государственную тайну лиц, не обладающих соответствующей формой допуска, фактически требуемой заказчику, что противоречит пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное как в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, должно содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Как следует из материалов дела описание объекта закупки, в том числе проект контракта, не позволяют сделать вывод о том, что местонахождение (дислокация) объектов, на которых потенциальный исполнитель будет оказывать услуги по техническому обслуживанию технических средств охраны, является государственной тайной со степенью секретности "секретно".
Таким образом, необъективное описание объекта закупки в части отсутствия информации о том, что участник закупки будет знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну (в части того какая информация является государственной тайной, степень секретности, нормативное обоснование отнесения сведений к государственной тайне), не позволило, в том числе заявителю сделать вывод из документации о закупке о правомерности установления заказчиком лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом того, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как в ходе рассмотрения жалобы установлено, что трое участников закупки из четырех (ООО "Элитстрой", ООО ЧОО "Аргумент", ООО "Активные технологии") предоставили лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности "секретно", а также с учетом снижения начальной (максимальной) цены контракта на 50,70%, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Югорские технологии безопасности" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, пункту 6 части 5 статьи 63, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 мая 2017 г. N 232-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017