Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2017 г. N ЭА-689/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Континент" (далее - Заявитель) на действия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Щорса (от ул. Горького до ул. Декабристов) в г. Темрюке" (извещение N 0118300011417000065) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Континент" указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров (материалов) значения показателей, которых определяются по результатам испытаний, установлены требования к характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, не соответствующие положениям ГОСТ, а также Заказчиком не указано в каком реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должна содержаться информация об участнике закупки.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Щорса (от ул. Горького до ул. Декабристов) в г. Темрюке" (извещение N 0118300011417000065).
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 265 441,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении к описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул.Щорса (от ул.Горького до ул.Декабристов) в г.Темрюке", в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Темрюкском городском поселении Темрюкского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" аукционной документации установлены, в том числе, следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудовании) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки** (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед.изм.показателя |
Значение показателя |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
Битум |
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей |
|
Глубина проникания иглы 0,1 мм: при 25°С, в пределах диапазона |
61 - 90 |
||
Глубина проникания иглы 0,1 мм: при 0°С, не менее |
20 |
||
Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже |
47 |
||
Растяжимость при 25°С, см, не менее |
55 |
||
Растяжимость при 0°С, см, не менее |
3,5 |
||
Температура хрупкости, °С, не выше |
(-15) |
||
2 |
Асфальтобетонная смесь и асфальтобетон |
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II по ГОСТ 9128-2013 |
|
Температура смеси при отгрузке, °С |
145-155 |
||
Температура смеси при укладке, °С |
не менее 120 |
||
Содержание битума, % по массе |
6,0-6,5 |
||
Содержание в смеси песка природного, % по массе |
не более 20 |
||
Зерновой состав минеральной части для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм, мельче, %: |
|
||
20 |
90-100 |
||
15 |
80-100 |
||
10 |
70-100 |
||
5 |
50-60 |
||
2,5 |
38-48 |
||
1,25 |
28-37 |
||
0,63 |
20-28 |
||
0,315 |
14-22 |
||
0,16 |
10- 16 |
||
0,071 |
6 -12 |
||
Минимальный предел прочности при сжатии, при температуре 20°С,МПа |
не менее 2,2 |
||
Максимальный предел прочности при сжатии, при температуре 0°С,МПа |
не более 12 |
||
Водостойкость, в пределах диапазона |
0,85 - 1,05 |
||
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин , МПа, в пределах диапазона |
3 -6,5 |
||
Крупнозернистая пористая горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон марки II по ГОСТ 9128-2013 для нижних слоев покрытий и оснований | |||
Максимальная пористость минеральной части , % |
не более 23 |
||
3 |
Щебень |
Щебень по ГОСТ 8267-93 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Полные остатки на контрольных ситах: Dнаим по массе,%, в пределах диапазона |
90 -100 |
||
Полные остатки на контрольных ситах: Dнаиб по массе,%, в пределах диапазона |
0 - 10 |
||
Полные остатки на контрольных ситах: 0,5*(Dнаим + Dнаиб) по массе , %, в пределах диапазона |
30 - 60 |
||
Содержание дробленых зерен по массе, %, не менее |
80 |
||
Содержание зерен слабых пород по массе, %, не более |
10 |
||
Содержание пылевидных и глинистых частиц,% по массе, не более |
1 |
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Аналогично по всем позициям, поименованным в Приложении к описанию объекта закупки, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4.
В таблице 4 ГОСТ 9128-2013 определены следующие показатели: предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее; предел прочности при сжатии, при температуре 0°С для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более.
Пунктом 4.1.11 ГОСТ 9128-2013 установлены требования к такому показателю как: пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей.
В соответствии с п. 4.2.7 ГОСТ 9128-2013 зерновые составы минеральной части полимерасфальтобетоных смесей в зависимости от марки ПБВ должны соответствовать требованиям, приведенным в таблицах 13 и 14.
В таблице 14 ГОСТ 9128-2013 указан показатель: Размер зерен, мм, не более.
На основании вышеизложенного, Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0118300011417000065 в разделе "Требования к участникам" установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Пунктами 39, 56 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком установлено требование об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, установленное Заказчиком требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки не противоречит Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной в части установления требований к описанию участниками закупки товаров (материалов) значения показателей, которых определяются по результатам испытаний, а также не соответствующих положениям ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2017 г. N ЭА-689/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017