Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2017 г. N ЭА-683/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Домрина М.Э. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 60" (извещение N 0318100074217000009) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Домрин М.Э. указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые противоречат ГОСТ и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт помещений N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 60" (извещение N 0318100074217000009).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 499 856,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В Приложении N 1 к Техническому заданию "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов)" аукционной документации установлено:
Позиция "ПАТРОНЫ":
Температурный режим эксплуатации, °С |
необходим шире минус 30 - плюс 50. |
Заявитель указывает, что температурный режим (ниже -30 градусов Цельсия), с учетом места выполнения работ (г. Краснодар) носит необъективный характер, а также ограничивает количество участников закупки. При этом, Комиссией установлено, что данный показатель является эксплуатационной характеристикой товара, что не противоречит п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, доказательства, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в соответствии с положениями ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, Заявителем не представлены.
Позиция "ТРУБА ГОФРИРОВАННАЯ": степень защиты согласно ГОСТ 14254-2015 - выше IP 44. Заявитель указывает, что с учетом специфики данной характеристики невозможно определить, слово "выше" установлено в техническом или числовом значении.
П. 4.3 ГОСТ 14254-2015 установлено:
Таким образом, указание степени защиты выше IP 44 в числовом значении, является улучшением данного показателя и в техническом значении, в связи с чем, довод Заявителя необоснован.
Заявитель также указывает, что по позиции "АЦЕТИЛЕН", "КИСЛОРОД", "МЕТИЛЕН ХЛОРИСТЫЙ", "ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ СОРТИРОВАННЫЕ", "ПОКОВКИ", а также установленные требования к ним, являются лишь используемыми при выполнении работ расходными материалами, не влияющими на результат выполнения работ, в связи с чем, включение данных материалов в состав аукционной документации необоснованно.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит ограничения по установлению необходимых Заказчику товаров (материалов), которые используются в процессе выполнения работ (оказания услуг).
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено:
Позиция "РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ": требуется соответствие ГОСТ 28013-98.
Средняя плотность D,затвердевших растворов в проектном возрасте, кг/м3 |
[менее 1500] |
Марка по морозостойкости |
F50; F75; F100 |
В зависимости от подвижности растворные смеси марки |
Пк2; Пк3, Пк4. |
Прочность раствора на сжатие в проектном возрасте марки: |
Требуется М50 |
П.п. 6,6, 6.9 ГОСТ 28013-98 установлено:
Подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
Прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели, возможно определить только по результатам испытаний.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Домрина М.Э. обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позиции "РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ".
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 352
по делу NЭА-683/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
04 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании решения N ЭА-680/2017 от 04.05.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Домрина М.Э. на действия ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) при проведении электронного аукциона: "Текущий ремонт помещений N 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 60" (извещение N 0318100074217000009) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБУ "128 Военная поликлиника" МО РФ (г. Армавир) (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (при наличии) и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318100074217000009).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона (при наличии). Возвратить обеспечение заявок на участие в аукционе.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 31.05.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 мая 2017 г. N ЭА-683/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017