Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 мая 2017 г. N 127-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей МКУ МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" Мужиковой Д.Т. (доверенность от 04.05.2017 б/н), Юдиной Ж.В. (доверенность от 04.05.2017 б/н); в отсутствие представителей ООО "Перспектива" (адрес: 443099, г.Самара, ул.Куйбышева, 79,64) (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель; Общество) на действия муниципального заказчика и членов комиссии МКУ МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - Заказчик; Учреждение) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 куб.м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области" (номер извещения: 0325300058017000016), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.04.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и его комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 куб.м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области" (номер извещения: 0325300058017000016) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- в техническом задании аукционной документации содержатся указания на товарные знаки товара без указания на возможность использования эквивалентных товаров;
- проект контракта не соответствует требованиям ст.34 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 28.04.2017 N04/3079 рассмотрение жалобы было назначено на 11 час. 30 мин. 02.05.2017.
02.05.2017 в Управление поступило ходатайство от Учреждения об объявлении перерыва, данное ходатайство Комиссией было удовлетворено и принято решение объявить перерыв в рассмотрении жалобы до 09 час.00 мин 04.05.2017, о чем были уведомлены лица, участвующие в рассмотрении жалобы.
04.05.2017 Комиссия в том же составе, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения и документации об аукционе, включая проверку обоснованности их положений, в ходе которой установлено следующее.
1) Заказчиком 11.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, аукционная документация должна предусматривать возможность участника закупки предложить к использованию либо товар с товарным знаком, указанным Заказчиком, либо аналогичный ему товар.
Однако согласно техническому заданию в разделе конструктивные решения аукционной документации указаны товарные знаки товара без сопровождения словами "или эквивалент", например: "утеплитель - плиты минераловатной "URSA GEO", электронасосный агрегат "Иртыш", электронасос погружной "Иртыш".
Одновременно следует отметить, что аукционная документация не предоставляет участникам закупки право предложить Заказчику эквивалентные товары, удовлетворяющие его нуждам. Отсутствие такого права ограничивает доступ к закупке и, как следствие, количество ее участников.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в аукционной документации товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
2) На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Изучив проект контракта, Комиссия установила, что пункты 7.2 и 7.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, содержат следующие условия:
"7.2. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается штраф в размере 2,5 процента от цены контракта.
7.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается штраф в размере 10 процентов от цены контракта.
Комиссия считает, что данные условия не соответствуют вышеуказанным требованиям, учитывая следующее:
- во-первых, при цене контракта, превышающей три миллиона рублей, размер штрафа должен составлять 5% и 2% для подрядчика и заказчика соответственно (начальная (максимальная) цена контракта в данном случае составляет 34 158 481 руб., и ее снижение участниками аукциона до размера менее 3 миллионов рублей маловероятно);
- во-вторых, учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Иными словами, в случае, если в результате аукциона цена контракта не будет снижена до предельного значения, предусмотренного подпунктами "а" пунктов 4 и 5 Правил (менее трех миллионов рублей), Заказчик не вправе будет внести соответствующие изменения в контракт при его заключении.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не был установлен надлежащим образом порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил, что нарушает части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика и членов комиссии МКУ МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 куб.м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области" (номер извещения: 0325300058017000016) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика МКУ МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" нарушившим п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч.5, ч.8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 куб.м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области" (номер извещения: 0325300058017000016).
3. Выдать муниципальному заказчику МКУ МО "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" и членам комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальное строительство фильтровальной станции производительностью 20 000 куб.м. в сутки ЗАТО Знаменск Астраханской области" (номер извещения: 0325300058017000016).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 мая 2017 г. N 127-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017