Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 мая 2017 г. N 04-01/151-2017
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
<_>,
в присутствии:
<_> представитель Уполномоченного органа,
<_> представитель Заказчика по доверенности N 21 от 20.04.2017,
рассмотрев жалобу ООО "МС-Строй" (г. Тюмень) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" (ИНН: 8901008426) при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной (извещение N 0190200000317002917http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы ООО "МС-Строй" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" (ИНН: 8901008426) при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной (извещение N 0190200000317002917http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 200 000, 00 рублей.
Объект закупки - выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
По мнению Заявителя, Заказчиком в п. 1.6.2. информационной карты не учтены требования п. 7, 7.1. ст. 31 положений аукционной документации Закона о контрактной системе.
В положениях аукционной документации не установлены требования о наличии у участников закупки лицензии МЧС и СРО с "генеральным подрядом".
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к информационной карте электронного аукциона в законодательстве не установлены. В ней, как правило, указываются конкретные условия закупки и требования к участникам, определяемые заказчиком на основании норм Закона о контрактной системе и общих положений аукционной документации.
В документацию об электронном аукционе включается информация, указанная в извещении о его проведении (ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе). В связи с этим при подготовке информационной карты необходимо учитывать требования ст. 42, ч. 5 ст. 63, ст. 64 Закона о контрактной системе и наличие в других частях документации сведений, перечисленных в этих нормах.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.7, 7.1. статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; (п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно представленным возражениям Заказчика.
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Преимущества и требования к участникам" указано:
Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Закона о контрактной системе);
Данные требования дублируются в пункте 1.6.2. "Информационная карта электронного аукциона (ИКА)" - " Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к Участникам закупки".
Так, в п. 1.6.2 Информационной карты установлены требования к Участникам закупки, где установлены соответствующие требования, а именно:
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, Заказчиком в информационной карте данные требования предусмотрены.
Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно позиции Заявителя, в документации не установлено требование о наличии у участников размещения заказов лицензии МЧС или СРО с генеральным подрядом.
Однако дефектная ведомость (п. 67-70) и сметный расчет имеют разделы "Охранно-пожарная сигнализация". Данный вид деятельности является лицензируемым.
Относительно довода заявителя об отсутствии требовании предоставлении допуска СРО с генеральным подрядом.
Заказчиком на заявленные в жалобе доводы представлены следующие возражения.
Заказчик при формировании аукционной документации руководствовался статьей 64 Закона о контрактной системе, согласно которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1,2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ).
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчик, считает, что при выставлении данного требования Заказчиком было бы нарушено требование пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, которое повлекло бы за собой ограничение количества участников такого аукциона и ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Объект Заказчика, на котором планируется проведение текущего ремонта, не находится в перечне согласно Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и СРО с генеральным подрядом не требуется.
Так же согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В проекте Государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание административно-лабораторного корпуса, в пункте 3.1.4. раздела 3 установлена возможность исполнителя привлекать на субподряд сторонние организации:
"3.1.4. Подрядчик выполняет весь объем работ, предусмотренный Контрактом, собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций (субподрядчиков). Подрядчик предоставляет подробные сведения о привлекаемом субподрядчике до начала выполнения обязательств по настоящему Контракту".
Комиссией контрольного органа установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2010 года. Регистрационный N 16902) (далее - Приказ).
Таким образом, согласно ч. 3, 3.1 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Раздел III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 устанавливает Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Предметом контракта является текущий ремонт здания кухни-прачечной, данные виды работ не подпадают под требования вышеуказанного Перечня.
Тем не менее, положениями проекта государственного контракта (п. 3.1.4) предусмотрена возможность привлечение к выполнению работ по настоящему контракту субподрядчиков. Подрядчик предоставляет подробные сведения о привлекаемом субподрядчике до начала выполнения обязательств по настоящему Контракту.
Таким образом, установив требование к участникам закупки о наличии допуска СРО с генеральным подрядом Заказчик исключил бы возможность привлечения субподрядных организаций.
В данной части жалобы довод признается необоснованным.
Относительно довода заявителя об отсутствии требования о наличии лицензии МЧС у участников закупки установлено следующее.
Закон о контрактной системе предъявляет требования к участнику закупки.
Участник закупки должен соответствовать тем требованиям, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно письму Минэкономразвития от 28 мая 2015 г. N Д28и-1542 Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В дефектной ведомости аукционной документации предусмотрены работы по монтажу и техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации:
- Смена блока питания "Скат 1200-М";
- Смена аварийного светильника SKAT LT на светодиодный Луч-12-С64;
- Прокладка кабель-канала 12x12 мм;
- Монтаж кабеля КСРЭВнг (А) FRLS 2x2x0,75 мм2.
Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Статьей 12 Закона о лицензировании предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в приложении к Положению.
В работы, являющиеся предметом контракта, входят работы, связанные с установкой пожарной сигнализации, в связи с чем заказчиком должно быть установлено требование о наличии лицензии МЧС.
Лицензия выдается непосредственно лицу, которое обратилось с заявлением в МЧС, и такой документ не предполагает возможности привлечения субподрядчика.
Заявка, направляемая участником закупки на участие в аукционе в электронной форме, состоит из двух частей. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов. Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участнику закупки о его соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, если в объект закупки входят работы, подлежащие обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, то участник закупки обязан в своей заявке представить копию лицензии, подтверждающую наличие у участника закупки такой лицензии.
Таким образом, Комиссия контрольного органа пришла к выводу, что действия Заказчика нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МС-Строй" (г. Тюмень) на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" (ИНН: 8901008426) при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной (извещение N 0190200000317002917http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной (извещение N 0190200000317002917).
3. Выдать Заказчику ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе и с учетом Решения от 02.05.2017 дело N04-01/151-2017.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица ГБУЗ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер", утвердившего документацию по электронному аукциону на выполнение работ по текущему ремонту объекта: Здание кухни-прачечной (извещение N 0190200000317002917) с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <...>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 мая 2017 г. N 04-01/151-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017