Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 мая 2017 г. N 04-01/155-2017
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
<_>,
в присутствии:
<_> - представитель Заказчика по доверенности б/н от 02.05.2017,
<_> - представитель Заказчика по доверенности б/н от 02.05.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 3) расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7 (устранение предписаний ГПН), в том числе ПИР (извещение N 0190200000317002993http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Профит плюс" на положения аукционной документации при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 3) расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7 (устранение предписаний ГПН), в том числе ПИР.
Заказчик - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 998 050,00 рублей.
Заявитель считает, что Заказчиком аукционная документация разработана с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
1. Заказчик на официальном сайте в сети Интернет разместил документацию об аукционе в формате, ограничивающим ознакомление с ней.
2. Заказчик установил требование к участникам закупки, предусматривающих наличие исключительно свидетельство СРО о допуске на генподряд, что ограничивает круг участников закупки.
3.В проекте контракта установлено, что цена контракта включает НДС. По мнению заявителя, данное требование ограничивает возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
На официальном сайте www.zakupki.ru 10 апреля 2017 года были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0190200000317002993 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 3) расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7 (устранение предписаний ГПН), в том числе ПИР начальная (максимальная) цена контракта 5 998 050,00 рублей.
1.Заявитель считает, что техническое задание, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок в формате PDF, исключает возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Постановлением Правительства Российский Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке.
Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 17 Порядка при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
В Порядке отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем осуществление поиска и копирования фрагментов текста.
Согласно возражениям Заказчика.
Фоновый рисунок в техническом задании в формате PDF не ограничивает возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, что соответствует сложившейся судебной практике.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система взаимодействие которой с иными информационными системами, в соответствии с ч. 2 данной статьи, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 44-ФЗ открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная данным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10,03.2007 N 147 (далее - Положение), информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм вебинтерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон N 44-ФЗ и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет.
При сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AbodobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате PDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе не ограничивает.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, фоновый рисунок в техническом задании в формате PDF не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, а также есть возможность конвертирования Приложения 1.3 к потребности в текстовый документ.
Данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
2. Относительно довода заявителя о наличии у участников исключительно свидетельства СРО на генподряд.
При осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией). Таким образом, участник закупки должен иметь необходимое свидетельство о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития N 624, включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня). Пункт 33 Перечня включает в себя работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Свидетельство дает возможность привлекать субподрядчиков на выполнение строительных работ.
Предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 3) расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7 (устранение предписаний ГПН), в том числе ПИР, относящийся к жилищно-гражданскому строительству.
Пункт 33 Перечня "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" содержит только один пункт, относящийся к жилищно-гражданскому строительству - это пункт 33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
В документации об электронном аукционе имеется требование на возможность наличия данного пункта у участника аукциона. Следовательно, участнику закупки достаточно иметь свидетельство на данные виды работ, выданное саморегулируемой организацией, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства.
В пункте 3.3.3.2 Информационной карты документации об электронном аукционе предусмотрена возможность привлечения соисполнителей (субподрядчиков) в соответствии с пунктом 33.3, то есть работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, в части жилищно-гражданского строительства, могут быть выполнены не самим подрядчиком, а субподрядчиком.
Необоснованность довода Заказчик поясняет следующим.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Аукционной документацией установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, о наличии копии свидетельства СРО по видам работ в соответствии с дефектной ведомостью, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие п. 33.
При этом аукционная документация не содержит требования о том, что у участника закупки должен быть полный перечень подпунктов пункта 33.
Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о применении НДС, которое входит в цену контракта и ограничивает возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из смысла положений Закона о контрактной системе, государственный/муниципальный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в Законе о контрактной системе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения у участника закупки (победителя закупки).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно части 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Следовательно, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением случая, если проект контракта не содержит положения о том, что если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Между тем, материалами дела установлено, что проект контракта по данной закупке вышеуказанного положения не содержит.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки, не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Поскольку доводы жалобы ООО "Профит плюс" предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, из жалобы следует, что ООО "Профит плюс" обжалует положения государственного контракта, которые, по мнению заявителя, нарушают права индивидуальных предпринимателей - участников закупки.
При этом само ООО "Профит плюс" индивидуальным предпринимателем не является, из текста жалобы, а также из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что податель жалобы по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.
Жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Профит плюс" действиями Заказчика, а также указывающих на нарушения Закона о контрактной системе в этой связи, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что положения аукционной документации на выполнение работ по устройству свайного основания и подключение коммуникаций на объекте: "Детский сад "Северяночка" с.Гыда" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профит плюс" (г. Сочи) на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс (блок 3) расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, д. 7 (устранение предписаний ГПН), в том числе ПИР (извещение N 0190200000317002993http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 мая 2017 г. N 04-01/155-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017