Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 мая 2017 г. N ФКС-17-110
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
с участием представителей сторон:
от заказчика: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук (далее также - заказчик), ____________ по доверенности, _______________ по доверенности.
в отсутствии заявителя: _____________________ (далее также - заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электнонного аукциона на выполнение работ по строительству 2- х квартирного жилого дома для сотрудников ТНКС УРО РАН в г. Тобольске Тюменской обл. (реестровый номер закупки 0367100000717000006) (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 26.04.2017 г. N 170 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100000717000006.
Так, по мнению заявителя, заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а именно:
1 довод: В приложении N7 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" в пункте 157 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен" указано: ГОСТ 6787-2001 в пунктах 130-133, 136 "Перемычка брусковая", в пунктах 134, 138-143 "Плиты железобетонные ленточных фундаментов" установлены требования: ГОСТ 13571-78; в пунктах 323-324 "Труба из полипролилена" установлены требования: ГОСТ18599-2001.
ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" регламентирует выпуск плиток керамических для полов, следовательно, никакого отношения к плиткам керамическим для внутренней облицовки стен данный ГОСТ не имеет.
ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" (Рисунок 6) регламентирует выпуск полиэтиленовых труб, Заказчик устанавливает требование относительно труб полипропиленовых, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и допускает двусмысленное толкование заявки. На полипропиленовые трубы распространяется ГОСТ 32414-2013 "Трубы и фасонные части из полипропилена для систем внутренней канализации. Технические условия".
ГОСТ 13571-78 отсутствует в базах данных РОССТАНДАРТа.
Требование о соответствии используемых при выполнении работ товаров недействующим (несуществующим) государственным стандартам, а также стандартам, которые не регламентирует выпуск конкретного материала, свидетельствует о нестандартности установленных требований, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Документация об Аукционе не содержит обоснования необходимости использования нестандартных требований.
2 довод: В приложении N7 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" в пункте 144 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78)" указано: ФБС 9-4-6-Т объем 0,161 м3.
Согласно ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия" расход бетона на блоки бетонные сплошные ФБС9.4.6-Т составляет 0,195 м3. Расход бетона "0,161 м3" соответствует блокам бетонным сплошным с вырезом для укладки перемычек и пропуска коммуникаций под потолками подвалов и технических подпольев ФБВ9.4.6-Т
Заказчиком же установлено требование к расходу бетона (объему) блоков ФБС9.4.6-Т "0,161 м3", которое противоречит ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия".
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
3 довод: В приложении N7 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" в пункте 162 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" указано: М-125 (ГОСТ 9573-96).
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:
При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований.
ГОСТ 9573-96 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия".
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
4 довод: В приложении N7 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" в пункте 82 "Бетон тяжелый" указано: крупность заполнителя: 20 мм, ГОСТ 26633-91; в пункте 83 указано: "Бетон тяжелый" указано: крупность заполнителя: 10 мм, ГОСТ 26633-91.
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано:
При оформлении заявки участникам следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который в свою очередь, заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Таким образом, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя. Вместе с тем, подтвердили, что в ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" действительно присутствую ГОСТы (указанные в жалобе заявителя), которые утратили свою силу или несоответствующие указанным материалам, однако, по данным показателям заявителем до момента подачи жалобы не подались запросы на разъяснение.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук, выступила организатором проведения электронного аукциона выполнение работ по строительству 2-х квартирного жилого дома для сотрудников ТКНС УрО РАН в г. Тобольске Тюменской обл. с начальной (максимальной) ценой контракта 5352340,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0367100000717000006.
Довод заявителя, Комиссия признает обоснованным, учитывая следующее
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N7 к ЧАСТИ II Техническая часть аукционной документации "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров" в таблице "ВЕДОМОСТЬ ПОТРЕБНЫХ ОСНОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ" представлены материалы и характеристики к ним с указанием ГОСТов.
При этом заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение N1 Информационной карте) не указывается, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим (несуществующим) нормативным документам или ГОСТам.
Так ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" регламентирует выпуск плиток керамических для полов, следовательно имеет отличные показатели от показателей предъявляемых к плиткам керамическим для внутренней облицовки стен. ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" регламентирует выпуск полиэтиленовых труб, Заказчик устанавливает требование относительно труб полипропиленовых, что допускает двусмысленное толкование заявки, так как на полипропиленовые трубы распространяется ГОСТ 32414-2013 "Трубы и фасонные части из полипропилена для систем внутренней канализации. Технические условия". ГОСТ 13571-78, указанный заказчиком утратил свою силу.
В пункте 144 "Блоки бетонные стен подвалов сплошные (ГОСТ13579-78)" указано: ФБС 9-4-6-Т объем 0,161 м3 вместе с тем в данный ГОСТ устанавливает показатель 0,195 м3.
В пункте 162 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем" указано: М-125 (ГОСТ 9573-96). Однако, ГОСТ 9573-96 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 9573-2012 "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия".
Комиссия в данном случае считает необходимым применить позицию ФАС России изложенную в письме от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта (ГОСТ), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Однако, Комиссия установила, что в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТом.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер, установленные Заказчиком показатели товара не соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Исходя из вышеизложенного Комиссия, делает вывод, что Заказчиком нарушен п.1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст. 33,п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию (реестровый номер закупки 0367100000717000006), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу _________ на действия заказчика при проведении электнонного аукциона на выполнение работ по строительству 2- х квартирного жилого дома для сотрудников ТНКС УРО РАН в г. Тобольске Тюменской обл. (реестровый номер закупки 0367100000717000006) обоснованной.
2.Признать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук нарушившим часть 1 статьи 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000717000006).
3. Выдать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 мая 2017 г. N ФКС-17-110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017