Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 06-406/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Поли-химмаш" (далее по тексту - ООО ПФ "Полихиммаш", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ГазЭлектроМонтаж" (далее по тексту - ООО "ГазЭлектроМонтаж", заявитель): Поляничко В.В. (представитель по доверенности),
от аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска (далее по тексту - аукционная комиссия, уполномоченный орган,): Антонова С.Д., Попов А.Ю. (представители по доверенностям),
от заказчика муниципального унитарного предприятия "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии" городского округа "Город Якутск" (далее по тексту - заказчик, МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск") - Антонова С.Д., Васильченко С.В., Попов А.Ю. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобы ООО ПФ "Полихиммаш", ООО "ГазЭлектроМонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска, заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" при проведении электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
24 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО ПФ "Полихиммаш" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 02 мая 2017 года в 17 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки закупки в рассмотрении дела объявлен перерыв до 17 часов 30 минут 03 мая 2017 года.
02 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ГазЭлектроМонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска, заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" при проведении электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122).
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 03 мая 2017 года в 17 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Представителем ООО "ГазЭлектроМонтаж" заявлено ходатайство об ознакомлении с заявками участников электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122), в частности с характеристиками товара, предложенного к поставке участником закупки, признанным впоследствии победителем электронного аукциона и указанными им в первой части своей заявки на участие в закупки, в целях проверки достоверности указанной данным участником закупки информации о товаре, поставка которого является предметом закупки.
Рассмотрев указанное ходатайство Комиссия Якутского УФАС России сообщает следующее.
Из смысла статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что заявка на участие в электронном аукционе, в том числе представляемые в ее составе документы, направляется заказчику, в целях подтверждения участника закупки установленным аукционной документацией требованиям.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, устанавливающей порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 1 статьи статья 69 Закона о контрактной системе, определяющей порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность по проверке первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе возлагается на аукционную комиссию, также аукционная комиссия обладает правом по проверке достоверности сведений, представленных участниками закупки в заявках.
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность проверки участниками закупки заявок иных участников закупки на предмет достоверности представленных в них сведений.
Также Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что при рассмотрении жалоб Комиссия антимонопольного органа действует на основании Закона о контрактной системе и Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
Ни положениями Закона о контрактной системе ни положениями вышеуказанного Административного регламента право заявителя жалобы по ознакомлению с заявками участников закупки, при осуществлении которой совершены обжалуемые действия, не предусмотрено.
Также в Административном регламенте по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствуют положения, предусматривающие возможность проверки участниками закупки заявок иных участников закупки на предмет достоверности указанных в них сведений.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России считает невозможным удовлетворение ходатайства ООО "ГазЭлектроМонтаж" об ознакомлении с заявками участников электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122), а также осуществление ООО "ГазЭлектроМонтаж" проверки указанных заявок на предмет достоверности представленных в них сведений.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в ходе рассмотрения дела представителями аукционной комиссии уполномоченного органа были оглашены сведения о производителях котлов газотрубных и горелок комбинированных, представленные участниками закупки, допущенными к участию в электронном аукционе в составе первых частей своих заявок на участие в рассматриваемой закупке.
Из жалобы ООО ПФ "Полихиммаш" следует, что заявителем обжалуется следующее.
Первая часть заявки ООО ПФ "Полихиммаш" была неправомерно отклонена аукционной комиссией уполномоченного органа по причине указания не соответствующего требованиям аукционной документации срока поставки товара.
Указывают, что для участия в электронном аукционе на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122) участникам закупки надлежало в составе первых частей своих заявок представить лишь согласие на поставку товара, следовательно, у аукционной комиссии уполномоченного органа отсутствовали основания для недопуска ООО ПФ "Полихиммаш" к участию в электронном аукционе.
При подготовке первой части заявки участник закупки ООО ПФ "Полихиммаш" взял за основу техническое задание заказчика в редакции изменений от 24.03.2017 г. и внес в него корректировки в соответствии с техническими характеристиками, предлагаемого товара.
При этом заявитель не обратил внимания на то, что в техническом задании заказчиком указана посторонняя информация о сроке поставки товара, которая не относится к описанию объекта закупки, в результате чего сложилась ситуация, при которой в первой части заявки ООО ПФ "Полихиммаш" согласился с условиями аукционной документации, в которой был указан срок поставки 120 дней, с другой стороны в технических характеристиках был указан срок поставки 133 дня.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ГазЭлектроМонтаж" огласил доводы жалобы в полном объеме.
1. Заявителем обжалуется отклонение заявки ООО "ГазЭлектроМонтаж" от участия в электронном аукционе по причине не соответствия представленных значений по показателям "водяной объем котла", "максимальная мощность горелки".
2. По мнению заявителя установленные в описании объекта закупки аукционной документации показатели ограничивают количество участников закупки, поскольку на действующем рынке отсутствуют котлы, удовлетворяющие установленным заказчиком требованиям, а установленным требованиям по горелкам соответствуют горелки единственного производителя.
В подтверждение своей позиции приводит каталог котельного оборудования Lavart производителя ЗАО "Омский завод инновационных технологий" загруженного из официального сайта производителя, сравнительную таблицу котлов для производства перегретой воды и сравнительную таблицу горелок.
Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать заказчика нарушивши положения Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки, выдать аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки.
Представители аукционной комиссии уполномоченного органа с жалобой ООО ПФ "Полихиммаш" не согласились и пояснили следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник закупки должен в составе первой части заявки представить информацию, указанную в одном из подпунктов статьи 66 Закона о контрактной системе.
В условиях аукционной документации указан срок поставки 120 календарных дней. Заказчику необходима поставка крупногабаритного товара не позднее 120 календарных, данный срок установлен с учетом климатических особенностей республики и исходя из особенностей транспортной логистики. Поставка товара, являющегося предметом закупки в сроки, превышающие установленные аукционной документацией, чревата срывом сроков начала отопительного сезона целого микрорайона Городского округа "Город Якутск".
Заявитель выразил согласие с условиями аукционной документации, но при этом указал иной, не соответствующий требованиям аукционной документации срок поставки товара - 133 календарных дня.
При этом аукционная документация не содержит условий о поставке товара в срок 133 календарных дня, в связи с чем отклонение заявки ООО "Полихиммаш" от участия в электронном аукционе является правомерным.
2. Закон о контрактной системе не содержит запретов относительно включения в описании объекта закупки сроков поставки товара.
Статья 33 Закона о контрактной системе содержит закрытый перечень сведений, включение которых запрещено в описание объекта закупки: требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), требования к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Указывают, что в связи с вышеизложенным, учитывая климатические особенности г. Якутска, а также то, что срок поставки товара является крайне важным условием осуществления закупки включение характеристики "срок поставки товара" в описание объекта закупки не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Просят признать жалобу ООО ПФ "Полихиммаш" необоснованной.
С жалобой ООО "ГазЭлектроМонтаж" представители аукционной комиссии уполномоченного органа также не согласились, указывают, что данный участник закупки был отклонен в связи с несоответствием представленных показателей по позициям "Водяной объем котла" товара "Котел LAVART 13 SW 140/8,5, мощностью 13000 кВт, горизонтальный газотрубный котел или эквивалент" и "Максимальная мощность горелки" товара "Горелка комбинированная HTP1050 MG.MD.S.RU.G.8.100.EI газ/дизель, для котла мощностью 13000 кВт или эквивалент".
Показатели указанные ООО "ГазЭлектроМонтаж" по вышеперечисленным позициям не соответствуют требованиям Описания объекта закупки аукционной документации, следовательно, аукционная комиссия правомерно отклонила данного участника закупки от участия в электронном аукционе.
Указывают, что довод ООО "ГазЭлектроМонтаж" об ограничении количества участников закупки опровергается фактом допущения к участию в электронном аукционе трех участников закупки, при этом данными участниками закупки в поставке предложены котлы и горелки различных производителей (котлы - ЗАО "Омский завод инновационных технологий" и Polykraft, горелки - Oilon и Чибитал Унигаз), характеристики которых удовлетворяют требованиям, установленным в Описании объекта закупки аукционной документации.
Просят признать жалобу ООО "ГазЭлектроМонтаж" необоснованной.
Представители заказчика поддержали позицию аукционной комиссии уполномоченного органа в полном объеме, пояснили, что МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" при составлении Описания объекта закупки исходило из своих потребностей, заказчиком при составлении описания объекта закупки соблюдены все требования Закона о контрактной системе - в аукционной документации отсутствуют требования к товарным знакам товаров, являющихся предметом закупки, также отсутствуют требования к производителям таких товаров, и указаны минимальные и максимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям.
Также указали, что каталог продукции ЗАО "Омский завод инновационных технологий", представленный ООО "ГазЭлектроМонтаж" в материалы дела составлен в 2015 году и является неактуальным, что подтверждается письмом ЗАО "Омский завод инновационных технологий" (исх. N 47 от 21.04.2017 г.).
Просят признать жалобы ООО ПФ "Полихиммаш" и ООО "ГазЭлектроМонтаж" необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.02.2017 года, изменения извещения об осуществлении закупки - N ИИ1 от 18.02.2017 г., N ИИ2 от 28.02.2017 г., N ИИ3 от 28.02.2017 г., N ИИ4 от 10.03.2017 г., N ИИ5 от 10.03.2017 г., N ИИ6 от 24.03.2017 г., N ИИ7 от 24.03.2017 г., N ИИ8 от 05.04.2017 г., N ИИ9 от 05.04.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 50 148 560,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущено 3 участника закупки.
6) в ходе проведения электронного аукциона от участников закупки подано 3 ценовых предложения;
7) вторые части заявок всех участников закупки, направивших предложения о цене контракта, признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО ПФ "Полихиммаш" не обоснованной по следующим основаниям.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300000117000122-1-1 от 21.04.2017 г. следует, что участник закупки с номером заявки 9 (ООО ПФ "Полихиммаш") отклонен от участия в электронном аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе. Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В предложении участника аукциона не соответствует срок поставки товара".
Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 названной статьи аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия аукционной комиссии, при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключаются в их проверке на предмет соответствия указанной в таких заявках информации требованиям аукционной документации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 36 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона" части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе содержится аналогичное требование к составу первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке.
В части 4 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано следующее: "Содержание первой части заявки различается в зависимости от предмета контракта (поставка товара, выполнение работы или оказание услуги), а также от того имеется ли в документации указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) (далее - средства индивидуализации), наименование страны происхождения товара".
Далее в пункте 1.1.2.1 части 4 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано следующее: "Если документация об электронном аукционе не содержит указания на наименование страны происхождения товара (при этом могут быть указаны средства индивидуализации) участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
При этом наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки". Соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки"".
Материалами дела установлено, что документация электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122), в том числе Описание объекта закупки, не содержит указание на наименование страны происхождения товара, являющегося предметом закупки.
Таким образом, участникам рассматриваемого электронного аукциона надлежало в первых частях своих заявок представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, а также указать товарный знак (при наличии), страну происхождения товара, являющегося предметом закупки и пр.
Заказчиком в пункте 3 "Требования к срокам и условиям поставки товара" Технического задания аукционной документации указано, в том числе, следующее: "Весь товар должен быть поставлен одной партией в срок, не превышающий 120 (сто двадцать) календарных дней с даты заключения контракта".
Между тем, материалами дела установлено, что участник закупки с номером заявки 9 (ООО ПФ "Полихиммаш") в первой части своей заявки среди прочего указал следующее: "Весь товар поставляется одной партией в срок 133 (сто тридцать три) календарных дня с даты заключения контракта".
Таким образом, участник закупки ООО ПФ "Полихиммаш" в первой части своей заявки указал, что готов поставить товар, являющийся предметом закупки в срок равный 133-м календарным дням, что не соответствует установленному в аукционной документации требованию о поставке товара в срок не более 120 календарных дней.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии уполномоченного органа, отказавшей в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, предложившего иные, отличные от установленных в аукционной документации, условия поставки товара являются правомерными и не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе. Жалоба ООО ПФ "Полихиммаш" признается необоснованной.
Жалоба ООО "ГазЭлектроМонтаж" признается необоснованной исходя из следующего.
1. Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116300000117000122-1-1 от 21.04.2017 г. следует, что участник закупки с номером заявки 4 (ООО "ГазЭлектроМонтаж") отклонен от участия в электронном аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе. Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Не соответствует требованиям, установленным п.36 аукционной документации. В предложении участника аукциона не соответствуют:
- п.1 водяной объем котла;
- п.2 максимальная мощность горелки.
Отстранение участника закупки ввиду установления недостоверности информации, предоставленной в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ. В предложении участника аукциона в п.1 не соответствуют конкретные показатели поставляемых товаров. Согласно ч.6.1 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заявка отклоняется".
Как указано выше, из совокупного смысла частей 1 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, что действия аукционной комиссии, при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заключаются в их проверке на предмет соответствия указанной в таких заявках информации требованиям аукционной документации.
Заказчиком по позиции "Котел LAVART 13 SW 140/8,5, мощностью 13000 кВт, горизонтальный газотрубный котел или эквивалент" Технического задания аукционной документации указан, в том числе, следующий показатель: "Водяной объем котла - не менее 29,0 м3". По позиции "Горелка комбинированная HTP1050 MG.MD.S.RU.G.8.100.EI газ/дизель, для котла мощностью 13000 кВт или эквивалент" указан, в том числе, следующий показатель: "Максимальная мощность горелки- 15 500 кВт".
В части 4 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано следующее: "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, которые позволят идентифицировать каждую товарную позицию, в отношении показателя которой подается предложение.
Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных определенному виду и порядку закупаемых (используемых) товаров.
Информация, содержащаяся в заявках, предоставляемых участниками, не должны допускать разночтений, неопределенности или иметь двусмысленное толкование.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в части 2 "Описание объекта закупки" документации".
Далее в пункте 1.1.2.1 части 4 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано следующее: "Если документация об электронном аукционе не содержит указания на наименование страны происхождения товара (при этом могут быть указаны средства индивидуализации) участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Материалами дела установлено, что участник закупки с номером заявки 4 (ООО "ГазЭлектроМонтаж") в первой части своей заявки среди прочего указал следующие показатели: по товару "Котел, мощностью 13000 кВт, горизонтальный, газотрубный" - "водяной объем котла - 20,0 м3",по товару "Горелка комбинированная для котла мощностью 13000 кВт" - "- Диапазон мощности: Газ 3,3-16,5 МВт; Жидкое топливо 4,2-16,5 МВт".
Следовательно, участник закупки ООО "ГазЭлектроМонтаж" в первой части своей заявки указал не соответствующие требованиям аукционной документации характеристики товаров, поставка которых является предметом контракта на право заключения которого проводится электронный аукцион - водяной объем предлагаемого к поставке котла меньше минимального показателя объема котла установленного в аукционной документации, также заявителем не указан конкретный показатель мощности предлагаемой к поставке горелки комбинированной для котла, указано диапазонное значение, верхний предел которого выше максимального показателя мощности горелки, установленного в аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах, первый довод жалобы ООО "ГазЭлектроМонтаж" признается необоснованным, а действия аукционной комиссии уполномоченного органа, отказавшей в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, предложившему не соответствующие требованиям аукционной документации показатели товара, предлагаемого к поставке, являются правомерными и не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО ГазЭлектроМонтаж" признается необоснованным.
2. Второй довод жалобы ООО "ГазЭлектроМонтаж" указывает на несоответствие положений аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе, в части необъективности описания объекта закупки.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего установлен статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 указанной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Сроком окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122) установлено 09 часов 00 минут 20.04.2017 г.
Между тем, из материалов дела следует, что жалоба ООО "ГазЭлектроМонтаж" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 02.05.2017 г., следовательно, заявителем пропущен срок обжалования положений аукционной документации.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "ГазЭлектроМонтаж", указывающий на несоответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе, признается не подлежащим рассмотрению.
При этом Якутское УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что устанавливая требования к поставляемому товару заказчики, в первую очередь, должны исходить из собственных потребностей, которые выражаются в необходимости достижения заданных результатов осуществления закупки.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Также из письма ЗАО "Омский завод инновационных технологий" исх. N 47 от 21.04.2017 г. следует, что информация, представленная на сайте www.omzit.ru в части технических каталогов относится к 2015 году и является не актуальной.
Комиссия Якутского УФАС России критически относится в представленным заявителем в материалы дела сравнительным таблицам котлов для производства перегретой воды и горелок, поскольку из указанных таблиц не следует, что ООО "ГазЭлектроМонтаж" провело полный анализ рынка производителей газотрубных котлов и горелок комбинированных, кроме того, в жалобе ООО "ГазЭлектроМонтаж" указано, что в таблицах приведены показатели котлов и горелок некоторых производителей.
Таким образом, заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие доводы об ограничении, установленными требованиями заказчика, количества участников закупки - не представлены доказательства относительно того, что подателем жалобы проведен полный анализ рынка по производству газотрубных котлов и горелок комбинированных, результаты которого позволяют однозначно утверждать, что установленные в аукционной документации требования ограничивают участников закупки в участии в данном аукционе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено право заказчика по установлению требования об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Материалами проверки установлено, что в пункте 35 "Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона)" части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано, что участник закупки должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Между тем, в извещении о проведении закупки информация о требовании, установленном в соответствии с частью 11 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует.
При изложенных обстоятельствах уполномоченный орган Окружная информация г. Якутска, не включивший в извещение о проведении электронного аукциона требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, признается нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
2. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Относительно сроков оплаты за поставленный товар в проекте контракта указано следующее:
"2.8. Заказчик производит выплату авансового платежа Поставщику на банковский счет, указанный в разделе 14 Контракта в размере 10 (десять) процентов от Цены Контракта, что составляет __________ рублей ____ копеек, в течение 5 (пяти) банковских дней со дня выставления Поставщиком счета на перечисление авансового платежа, но не ранее включения сведений о настоящем Контракте в реестр контрактов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (далее - Реестр контрактов), после предоставления Поставщиком обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Обязательство Заказчика по внесению авансового платежа, предусмотренное настоящим пунктом Контракта, считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, с банковского счета Заказчика, указанного в разделе 14 Контракта).
2.9. Заказчик производит выплату оплаты Поставщику на банковский счет, указанный в разделе 14 Контракта в размере 40% (сорок) процентов от Цены Контракта, что составляет __________ рублей ____ копеек, стоимости товара в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения письменного уведомления от Поставщика о готовности товара к отгрузке. Уведомление должно содержать в себе информацию о количестве, ассортименте и технических характеристик товара, срок отгрузки и доставки товара. Уведомление подписывается и заверяется фирменной печатью Поставщика.
2.10. Окончательный расчет в размере 50 (пятьдесят) процентов от Цены Контракта, что составляет __________ рублей ____ копеек, производится Заказчиком в течение 5 (пяти) банковских дней, с момента подписания сторонами актов приемки - передачи товара и выставления Поставщиком счета на оплату".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска, заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск", включивших в проект контракта условие о сроках оплаты за поставленный товар, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО ПФ "Полихиммаш" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ГазЭлектроМонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска, заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" при проведении электронного аукциона на поставку котла в комплекте с автоматизированной газовой горелкой (извещение N 0116300000117000122) необоснованной, довод об обжаловании положений аукционной документации - не подлежащим рассмотрению.
3. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию г. Якутска нарушившим часть 13 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать заказчика МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якутск" нарушившим часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику МУП "Теплоэнергия" ГО "Город Якустк", уполномоченному органу Окружной администрации г. Якутска предписание об устранении допущенного нарушения.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Яцкова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 мая 2017 г. N 06-406/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017