Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2017 г. N 06-339/17т
изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Овчинниковой К.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ГЛАВБУХ" (далее - ООО "ГЛАВБУХ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрении дела не явились,
от заказчика Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) (далее - заказчик) - Глухих С.А. (Вр.И.О. руководителя),
рассмотрев жалобу ООО "ГЛАВБУХ" на действия заказчика Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение N 0116100003117000009), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ГЛАВБУХ" на действия заказчика Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение N 0116100003117000009).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 27 апреля 2017 года в 11 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из жалобы ООО "ГЛАВБУХ" следует, что заявителем обжалуется следующее.
1. Заказчиком не установлено надлежащее требование к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе - вместо указания конкретных требований приведены положения статьи 66 Закона о контрактной системе, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку у них отсутствует возможность определить какие именно сведения надлежит представить в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
2. В аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо копий таких документов.
Вместе с тем, заказчиком соответствующее требование не установлено.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила следующее.
1. В первых частях заявок участникам закупки было достаточно предоставить только согласие на поставку товара, необходимого заказчику, характеристики которого указаны в Описании объекта закупки аукционной документации.
2. В аукционной документации действительно отсутствует указание на то, какие документы необходимо представить участникам закупки для подтверждения своего соответствия требованию, установленному в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.04.2017 года, изменения извещения N ИИ1 - 17.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 583 500,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки.
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ГЛАВБУХ" частично обоснованной по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что в случае, если предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является поставка товара, содержание сведений, которые предоставляют участники закупки в составе первых частей своих заявок, зависит от того - имеется ли в отношении товара, являющегося предметом поставки, в аукционной документации указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Материалами дела установлено, что в приложении N 2 к извещению о проведении электронного аукциона "Техническое задание" отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, являющегося предметом закупки.
При этом, в пункте 3 аукционной документации заказчиком указано, в том числе, следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что положения аукционной документации позволяют однозначно определить какие сведения надлежит предоставлять участникам закупки в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Первый довод жалобы ООО "ГЛАВБУХ" подлежит признанию необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В силу части 3 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что предметом закупки является поставка мебели, а именно кресел офисных.
Согласно извещению N 0116100003117000009 предмету закупки соответствует код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее по тексту - ОКПД2) 31.01.11.150.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Приказ МЭР РФ N 155) определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств указанных в таблице согласно приложению.
Так, согласно пункту 3 названного Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 Приказа МЭР РФ N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Пунктом 9 Приказ МЭР РФ N 155 установлено, что для целей реализации названного приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
- требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
- требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
- положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
При этом в соответствии с пунктом 13 указанного Приказа подтверждением страны происхождения <*> товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
Товар "Мебель для офисов и предприятий торговли", которому по ОКПД2 соответствует код 31.01 входит в перечень, указанный в таблице (приложении) к Приказу МЭР РФ N 155.
Следовательно заказчику при осуществлении рассматриваемой закупки в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации надлежало указать условия допуска участников закупки, устанавливаемые в соответствии с Приказом МЭР РФ N 155.
Между тем, из материалов дела следует, что заказчиком в подпункте 6 пункта 5 извещения о проведении электронного указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе или копии этих документов.
В подпункте 6 пункта 5 аукционной документации установлено аналогичное требование к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
При этом ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации заказчиком не конкретизировано какие именно требования и(или) запреты и(или) ограничения установлены к участникам закупки во исполнение требований 14 статьи Закона о контрактной системе, не раскрыты условия допуска к участию в закупке, отсутствует перечень документов, которые надлежит представить участникам закупки в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и с Приказом МЭР РФ N 155.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "ГЛАВБУХ" подлежит признанию обоснованным, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана, в том числе, информация, предусмотренная статьей 42 названного Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Материалами проверки установлено, что актуальная версия извещения о проведении электронного аукциона N 0116100003117000009 в редакции N ИИ1 опубликована в единой информационной системе 17.04.2017 г.
Между тем, датой и временем начала подачи заявок в извещении о проведении закупки установлено 11 часов 16 минут 13.04.2017 г., а сроком окончания подачи заявок на участие в закупке - 00 часов 00 минут 23.04.2017 г.
В аукционной документации установлено аналогичное условие о сроке окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта при этом составляет 583 500,00 руб.
При изложенных обстоятельствах, заказчик, установивший преждевременный срок начала подачи заявок на участие в электронном аукционе, приходящийся на дату, предшествующую дате размещения в единой информационной системе измененного извещения о проведении электронного аукциона, а также установивший срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на дату, наступающую менее чем через семь дней с даты размещения изменений извещения о проведения закупки и аукционной документации, признается нарушившим пункт 6 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункт 3 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено следующее:
3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчику в аукционной документации надлежит устанавливать срок дачи разъяснений положений аукционной документации на соответствующие запросы участников закупки, при этом указанный срок должен быть установлен на дату, приходящуюся за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Как отмечено выше, сроком окончания подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке установлено 00 часов 00 минут 23.04.2017 г.
Материалами проверки установлено, что заказчиком в разделе "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе" информационной карты об электронном аукционе указано, в том числе, следующее: "Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе - в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного выше запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе 18 апреля 2017 года".
Таким образом, действия заказчика, установившего более краткий срок предоставления участникам электронного аукционе разъяснений положений документации о таком аукционе, чем это определено Законом о контрактной системе, признаются нарушающими пункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Пунктами 1, 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки.
Так, согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единой требование о том, чтобы у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки отсутствовала судимость за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также о том, чтобы в отношении указанных физических лиц не применялось наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которая связана с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о том, чтобы участник закупки - юридическое лицо, в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действующая редакция пунктом 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе введена Федеральным законом от 28.12.2016 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В силу части 3 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно при осуществлении закупок, извещения о проведении которых публикуются в единой информационной системе после вступления в силу действующей редакции пунктов 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчику в извещении о проведении закупки и документации о закупке надлежит устанавливать требования к участникам закупки в соответствии с действующим на момент публикации таких извещения и документации Законодательства о контрактной системе.
Указанное следует из части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, устанавливающей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, и определяющей, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Между тем, в приведенных заказчиком в пункте 15 извещения о проведении закупки требованиях к участникам закупки требования, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены в недействующей редакции, требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено вовсе.
При этом в аукционной документации отсутствует информация о требованиях, установленных заказчиком к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 7 и 7.1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как отмечено выше, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами проверки установлено, что в подпункте 2 пункта 5 аукционной документации заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (см. примерную форму декларации на стр.39 настоящей документации).
В составе аукционной документации заказчиком в единой информационной системе размещена примерная форма декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В примерной форме декларации указано, что участник закупки декларирует свое соответствие требованиям, установленным согласно пунктам 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом требования, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе приведены в недействующей редакции, а требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не указано вовсе.
При изложенных обстоятельствах, заказчик, разместивший в составе аукционной документации примерную форму декларации о соответствии участников закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 с указанием недействующих положений Закона о контрактной системе, признается нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
5. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Относительно сроков оплаты за поставленный товар в проекте контракта указано следующее:
"2.7. Оплата за количество Товара, фактически полученного Государственным заказчиком, получателями Государственного заказчика по Государственному контракту, производится в порядке безналичного расчета, без аванса Государственным заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней после получения от Поставщика надлежащим образом оформленных счетов (счетов-фактур), товарных накладных".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика, включившего в проект контракта условие о сроках оплаты за поставленный товар, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее по тексту решения - Правила).
Пунктами 4 и 5 Правил установлено следующее.
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Из материалов дела следует, что в проекте государственного контракта на приобретение мебели не установлены условия о начислении штрафов, начисляемых за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также не указана формула начисления пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом.
Между тем, из смысла частей 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в целях надлежащего исполнения требований законодательства о контрактной системе, в проект контракта надлежит включать условие о начислении пени за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, в том числе формулу начисления такой пени, а также условие о начислении штрафов за ненадлежащее исполнение подрядчиком (поставщиком, исполнителем) и заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в том числе размеры штрафов для каждого порогового значения начальной (максимальной) цены контракта, соответствующего начальной (максимальной) цене контракта по конкретной закупке.
В связи с вышеизложенным, заказчик признается нарушившим части 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ГЛАВБУХ" на действия заказчика Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение N 0116100003117000009) обоснованной частично, обоснованным признан довод о неустановлении заказчиком в аукционной документации ограничения участия в закупке в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика Государственную инспекцию труда в Республике Саха (Якутия) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, пункты 1, 7 и 7.1 части 1 статьи 31, части 4, 5 и 13 статьи 34, пункт 6 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункты 3 и 11 части 1 и часть 3 статьи 64, части 4 и 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Овчинникова К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2017 г. N 06-339/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2017