Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 12 мая 2017 г. N 77-44/02-17
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<___>;
Члены Комиссии:
<___>;
<___>
В присутствии представителя Уполномоченного органа - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики) <___> (Доверенность N2 от 26.11.2016 г.),
в присутствии представителя Заказчика - Государственного казенного учреждения "Центр питания" (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Гаражная, 10, далее - ГКУ "Центр питания") <___> (Контрактный управляющий),
в отсутствии надлежаще уведомленных представителей Общества с ограниченной ответственностью Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (354068, г. Сочи, ул. Навагинская, 9 Д, оф. 420, далее - ООО "Профит-плюс"), предоставили письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своих представителей,
рассмотрев Жалобу ООО "Профит-плюс", на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа Чеченской Республики при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку овощной продукции, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом Чеченской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-micex.ru. (далее - Национальная электронная площадка) процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку овощной продукции, на начальную (максимальную) цену контракта 5 969 840, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000517001393) (далее - Электронный аукцион).
По мнению ООО "Профит-плюс" его права нарушены следующими действиями Аукционной комиссии Уполномоченного органа Чеченской Республики:
1. Нарушение требований части 1, части 2 и части 3 статьи 33, части 4, части 5, части 8 и части 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения требований к содержанию документации об Электроном аукционе и нарушения правил описания объекта закупки (в частности: Установление излишних требований к объекту закупки по позиции "Картофель", по позиции "Капуста соленная" и по позиции "Тыква"; Установление ответственности сторон за не исполнения или ненадлежащее исполнения обязательств по контракту с нарушением Правил установленных Постановлением Правительства РФ N1063, не объективное описание объекта закупки по позиции "Зелень" без указания конкретного вида зелени (укроп, петрушка и т.д.), отсутствие в проекте контракта информации о сроке приемки товара, что может привести к ограничению количества участников закупки).
ООО "Профит-плюс", в обоснование доводов, изложенных в жалобе, представил документы подтверждающие полномочия лица на представление интересов ООО "Профит-плюс".
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Заказчика - ГКУ "Центр питания" на рассмотрение жалобы и проведение настоящей внеплановой проверки, процедура закупки проведена в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе _", извещение и документация соответствуют требованиям установленным Федеральным законом "О контрактной системе _", каких-либо требований ограничивающих участников закупки при проведении Электронного аукциона установлено не было.
При этом, согласно пояснений, при описании объекта закупки Заказчик руководствовался собственными потребностями в закупке конкретной овощной продукции и использовал общепринятые показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, и которые используются производителями и поставщиками при реализации своей продукции, что никак не может ограничить количество участников закупки.
Кроме того, согласно пояснений действительно в Техническом задании указаны конкретные показатели без использования диапазонных значений, что является технической ошибкой, и в случае наличия каких-либо вопросов касательной установления тех или иных показателей участники закупки могли обратиться с запросом на разъяснение положений документации об Электронном аукционе в порядке предусмотренном статьей 65 Федерального закона "О контрактной системе _" и в соответствии с положениями документации об Электронном аукционе.
Также согласно, проекта контракта Заказчиком была установлена ответственность сторон за неисполнения или ненадлежащее исполнения обязательств поставщиком и заказчиком, в соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", при этом, штрафы размер (процент) штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должны быть установлены исходя из цены контракта, а не из начальной (максимальной) цены контракта в связи с чем, в данной части с учетом возможного снижения цены контракта по результатам проведения аукциона, размеры штрафов будут установлен при заключении контракта с учетом требований статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _", Постановления Правительства Российской Федерации N1063 и цены контракта определенной по результатам торгов.
На основании вышеизложенного представитель Заказчика - ГКУ "Центр питания" и Уполномоченного органа Чеченской Республики просили признать жалобу не обоснованной.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
а) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом Электронного аукциона является поставка овощной продукции, в том числе картофеля, Капусты соленной и Тыквы.
Требования к функциональным, потребительским и качественным характеристикам объекта закупки установлены Разделом II "Техническое задание" документации об Электронном аукционе, согласно которым заказчиком установлены следующие требования к Картофелю, Капусте соленной и к Тыкве:
- По позиции 1 "Картофель" - Вода 80 г Белки 1.9 г Жиры 0.1 г Углеводы 16.6 Тиамин (B1) 0.08 мг Рибофлавин (B2) 0.03 мг Ниацин (B3) 1.1 мг Пиридоксин (B6) 0.24 мг Фолацин (B9) 16,5 мкг Аскорбиновая кислота (вит. С) 11 мг Витамин K 2.1 мкг Кальций 11 мг Железо 0.7 мг Магний 22 мг Фосфор 59 мг Калий 426 мг Натрий 6 мг Холин 13 мг Лютеин + Зеаксантин 13 мкг Селен 0,4 мкг;
- По позиции "Капуста соленая" - Калории - не менее 19 Ккал Белки - не менее 1.8 г Жиры - не менее 0.1 г Углеводы - не менее 4.4 г;
- По позиции 3 "Тыква" - Калории - не менее 45 Ккал Белки - не менее 1.0 г Жиры - не менее 0.1 г Углеводы, г: не менее 9.7 Органические кислоты - 0.1 г Пищевые волокна (клетчатка) - не менее 1.2 г Зола - не более 0.5 г.
Однако, согласно действующему законодательству и нормативным и правовым актам Российской Федерации требования к потребительским свойствам Картофеля установлены Межгосударственным стандартом 7176-85 "Картофель свежий продовольственный заготовляемый и поставляемый" (далее - ГОСТ 7176-85), а также Национальным стандартом Российской Федерации 51808-2013 "Картофель продовольственный" (далее - ГОСТ Р 51808-2013), согласно которым отсутствуют требования по содержанию в картофеле Воды, Белков, Жиров, Углеводов, Тиамина, Рибофлавина, Ниацина, Пиридоксина, Фолацина, Аскорбиновой кислоты, Витаминов, Кальция, Железа, Магния, Фосфора, Калия, Натрия, Холина, Лютеина +, Зеаксантина и Селена, требований о содержании которых установлены Заказчиком в Техническом задании документации об Электронном аукционе по позиции 1 "Картофель".
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом установление Заказчиком при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые не определяют функциональные, потребительские и качественные характеристики и не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в отношение "Картофеля", противоречат требованиям установленным пунктом 1 и пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 33, частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, согласно действующему законодательству и нормативным и правовым актам Российской Федерации требования к потребительским свойствам Капусты соленной установлены Национальным стандартом Российской Федерации 53972-2010 "Овощи соленные и квашенные" (далее - ГОСТ Р 53972-2010), в котором отсутствуют требования по содержанию в Капусте соленной Калорий, Белков, Жиров и Углеводов, требования о содержании которых установлены Заказчиком в Техническом задании документации об Электронном аукционе по позиции 2 "Капуста соленная", и соответственно, установление Заказчиком при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые не определяют функциональные, потребительские и качественные характеристики и не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в отношение "Капусты соленной", противоречат требованиям установленным пунктом 1 и пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 33, частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Также, требования к потребительским свойствам Тыквы установлены Межгосударственным стандартом 7975-2013 "Тыква продовольственная свежая" (далее - ГОСТ 7975-2013), в котором отсутствуют требования по содержанию в Тыкве Калорий, Белков, Жиров, Углеводов, Органических кислот, Пищевых волокон и Золы, требования о содержании которых установлены Заказчиком в Техническом задании документации об Электронном аукционе по позиции 3 "Тыква", и соответственно, установление Заказчиком при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые не определяют функциональные, потребительские и качественные характеристики и не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в отношение "Капусты соленной", противоречат требованиям установленным пунктом 1 и пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 33, частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
б) Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в контракт, в том числе, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, согласно части 4 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 4 "Порядок сдачи-приемки исполнения обязательств" проекта контракта в составе документации об Электронном аукционе установлен порядок осуществления приемки товаров, работ услуг и их оплаты, однако, в нарушение требований части 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в проекте контракта отсутствуют обязательные условия о сроках осуществления Заказчиком приемки поставленных овощей.
в) Статей 34 Федерального закона "О контрактной системе _" установлены требования к содержанию контракта, в том числе, проекта контракта заключаемого по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе _" который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Так, согласно части 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, ответственность устанавливается путем установления соответствующих неустоек, в частности штрафов и пеней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
При этом, согласно части 5 и части 7 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" за нарушение сроков исполнения сторонами обязательств по контракту (просрочку) устанавливаются соответствующие пени, которые устанавливаются в контракте исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 6 и частью 8 статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе _" и Правил определения размера штрафов, за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки его исполнения устанавливаются штрафы, которые исчисляются в процентах от суммы контракта.
Разделом 7 "Ответственность Сторон" проекта контракта в составе документации об Электронном аукционе Заказчиком установлена ответственность Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе за просрочку его исполнения, что соответствует требованиям установленным статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе _" и Правила определения размера штрафа.
При этом, соответствии с требованиями части 5 и части 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" и Правил определения размера штрафа, размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки его исполнения исчисляются в процентах от суммы контракта, и на момент формирования и утверждения документации об Электронном аукционе не возможно определить цену контракта которая определиться по результатам торгов, в связи с чем правомерно вносить сведения о размере штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки его исполнения, в проект контракта в составе документации об Электронном аукционе, как и сведения о цене контракта, а также сведения о поставщике в момент направления проекта контракта победителю Электронного аукциона по результатам проведения процедуры торгов.
Документация об Электронном аукционе разработана и утверждена Заказчиком - ГКУ "Центр питания".
Таким образом, действия (бездействия) Заказчика - ГКУ "Центр питания" по установлению в Техническом задании документации об Электроном аукционе при описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые не определяют функциональные, потребительские и качественные характеристики и не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в отношение "Картофеля", "Капусты соленной" и "Тыквы", противоречат требованиям установленным пунктом 1 и пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 33, частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, отсутствие в проекте контракта в составе документации об Электронном аукционе обязательного условия о сроках осуществления Заказчиком приемки поставленных овощей противоречит требованиям установленным частью 13 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 1 и пункта 2 части 1 и части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 8, части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки и нарушения требований к содержанию проекта контракта в составе документации об Электроном аукционе;
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного казенного учреждения "Центр питания" нарушения требований пункта 1 и пункта 2 части 1 и части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 8, части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - Государственному казенному учреждению "Центр питания" и Уполномоченному органу - Комитету Правительства Чеченской Республики по государственному заказу Предписание об устранении нарушения пункта 1 и пункта 2 части 1 и части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 8, части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - Государственного казенного учреждения "Центр питания";
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <___>
Члены Комиссии: <___>
<___>
<___>
(871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 12 мая 2017 г. N 77-44/02-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017