Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 мая 2017 г. N 302
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
----- заместитель руководителя Мордовского УФАС России - начальник отдела,
Члены Комиссии:
----- начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
----- ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
----- специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в отсутствии:
представителей общества с ограниченной ответственностью "----",
представителей ----, направивших ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (исх. от 15.05.2017 года N 1337),
представителей ----, направивших ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (исх. от 12.05.2017 года N 701),
представителей ----, направивших ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (исх. от 12.05.2017 года б/н),
представителей ----, направивших ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (исх. от 11.05.2017 года N 131),
в присутствии:
----- представителя ---- (доверенность от 12.01.2017 года б/н),
----- представителя ---- (доверенность от 18.04.2017 года N 351),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года N 1),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года б/н),
----- представителя ---- (доверенность от 12.05.2017 года N 308),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года б/н),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года N 3),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года б/н),
----- представителя ---- (доверенность от 12.05.2017 года N 461),
----- представителя ---- (доверенность от 15.05.2017 года N 543),
рассмотрев 15 мая 2017 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "----" (далее - Заявитель) на положения документации ---- (далее - Заказчик 1), ---- (далее - Заказчик 2), ---- (далее - Заказчик 3), ---- (далее - Заказчик 4), ---- (далее - Заказчик 5), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия ---- (далее - Заказчик 6), ---- (далее - Заказчик 7), ---- (далее - Заказчик 8), ---- (далее - Заказчик 9), ---- (далее - Заказчик 10), ---- (далее - Заказчик 11), ---- (далее - Заказчик 12), ---- (далее - Заказчик 13), ---- (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N -------17000670 по закупке продуктов питания (Хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 04 мая 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации Заказчиков 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 10 мая 2017 года N 310 рассмотрение жалобы назначено на 15 мая 2017 года в 15 часов 00 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы, положения документации об Аукционе, действия Заказчиков 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, Уполномоченного органа, выслушав аргументы представителей Заказчика 8 и Уполномоченного органа, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
18.04.2017 года 19:54 (мск) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона N ------17000670 по закупке продуктов питания (Хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный) (извещение о проведении электронного аукциона от 18.04.2017 N-------7000670).
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 109 922,87 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 18.04.2017 19:54.
Дата и время окончания подачи заявок: 04.05.2017 12:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 10.05.2017.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 15.05.2017.
Время проведения аукциона: 10:16.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2017 N----417000670-1 по окончании указанного в извещении о проведении Аукциона срока подачи заявок 12:00 04.05.2017 года (время московское) поступило 6 (шесть) заявок на участие в электронном аукционе под порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, которые признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и положениям документации об Аукционе, а также допущены к участию в нем.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 15.05.2017 N0109200002417000670-2 поступили следующие предложения о цене контракта, сделанные участниками закупки:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер заявки |
Снижение, % |
1 |
Участник N1 |
15-05-2017 13:21:27 [GMT +3] |
3 562 265.39 |
RUR |
Заявка N1 |
41,7% |
2 |
Участник N3 |
15-05-2017 13:15:11 [GMT +3] |
3 592 815.00 |
RUR |
Заявка N3 |
41,2% |
3 |
Участник N5 |
15-05-2017 10:34:28 [GMT +3] |
5 865 525.99 |
RUR |
Заявка N5 |
4% |
4 |
Участник N6 |
15-05-2017 10:26:34 [GMT +3] |
5 926 625.21 |
RUR |
Заявка N6 |
3% |
1. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что в документации об Аукционе содержатся неправомерные требования к товару, который необходим к поставке.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В разделе 2 технического задания документации об Аукционе установлено, что к поставке требуется:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) |
Единица измерения |
Количество к поставке |
|
Значения показателей, которые не могут изменяться*(1) |
Максимальные и (или) минимальные значения показателей*(2) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Хлеб ржано-пшеничный |
Хлебобулочное изделие без начинки из смеси ржаной и пшеничной муки. Содержание ржаной муки в смеси, %: 50 и более. Без добавления консервантов, ароматизаторов, улучшителей, красителей. Упакованный. Форма и поверхность: соответствующие виду изделия. Цвет: светло-коричневого до тёмно-коричневого. Состояние мякиша: без посторонних включений, пропечённый, без следов непромеса. Вкус: свойственный изделию конкретного наименования, без постороннего привкуса. Запах: свойственный изделию конкретного наименования, без постороннего запаха. Отсутствуют: посторонние включения, хруст от минеральных примесей, признаки болезней и плесени. |
Мука, сорт: не ниже 1 (первого). Масса нетто, кг: не менее 0,5 не более 1,3. |
кг |
80727 |
2. |
Хлеб пшеничный |
Хлебобулочное изделие без начинки из пшеничной муки. Без добавления консервантов, ароматизаторов, улучшителей, красителей. Упакованный. Форма и поверхность: соответствующие виду изделия. Цвет: светло-жёлтый. Состояние мякиша: без посторонних включений, пропечённый, без следов непромеса. Вкус: свойственный изделию конкретного наименования, без постороннего привкуса. Запах: свойственный изделию конкретного наименования, без постороннего запаха. Отсутствуют: посторонние включения, хруст от минеральных примесей, признаки болезней и плесени. |
Мука, сорт: не ниже 1 (первого). Масса нетто, кг: не менее 0,5 не более 1,3. |
кг |
94588 |
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен осуществлять использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как выявлено на заседании Комиссии Мордовского УФАС России на хлебобулочные изделия из пшеничной муки, предназначенные для непосредственного употребления в пищу, а также как сырье для производства панировочных сухарей, сухарей, гренок и др. распространяется "ГОСТ 31805-2012. Межгосударственный стандарт. Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31805-2012), на который имеется ссылка в р. 2 технического задания документации об Аукционе.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 31805-2012 хлебобулочное изделие - изделие, вырабатываемое из основного сырья для хлебобулочного изделия или из основного сырья для хлебобулочного изделия и дополнительного сырья для хлебобулочного изделия.
В силу примечания к п. 3.1 ГОСТ 31805-2012 к хлебобулочным изделиям относят хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, изделие пониженной влажности, пирог, пирожок, пончик.
В р. 5 технических требований ГОСТ 31805-2012 содержатся основные показатели и характеристики на вышеуказанный вид продукции, в том числе: к внешнему виду, форме и поверхности, цвету, состоянию мякиша (пропеченности, промесу, пористости), вкусу, запаху и др.
Как установлено на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, при описании объекта закупки использовались требования к товару, усыновленные ГОСТ 31805-2012.
Согласно Инструкции по заполнению первых частей заявок, содержащейся в р.2 технического задания документации об Аукционе, "качество товара должно соответствовать указанным стандартам и подтверждаться соответствующей документацией. Конкретный вид документа, подтверждающего качество продукции, зависит от конкретного вида такой продукции. Документы на поставляемый товар, подтверждающие качество, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов на поставляемую продукцию и заверены печатью (при наличии)".
В соответствии с п. 6.1 проекта контракта "приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара, регистрационных удостоверений и сертификатов (деклараций о соответствии), обязательных для данного вида Товара, и иных документов, подтверждающих качество Товара, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, подписанной со стороны Поставщика товарной (товарно-транспортной) накладной и (или) акта приема-передачи товаров".
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о правомерности указания технических характеристик на вышеуказанный вид продукции в соответствии с требованиями действующих на территории Российской Федерации ГОСТов, в связи с чем довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2. В жалобе Заявитель в качестве довода указывает, что в документации об Аукционе содержатся неправомерные требования к оплате товара, которые ограничивают в закупке индивидуальных предпринимателей.
В силу положений п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе частник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 4.1 р. 4 проектов контрактов Заказчиков 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 установлено, что "форма оплаты: Безналичный расчет. Сроки и порядок оплаты: Оплата за поставленный Товар производится Заказчиком за фактически поставленную партию Товара в течение 2 (двух) месяцев с момента поставки партии Товара и на основании счета, счета-фактуры и подписанной Сторонами товарной (товарно-транспортной) накладной и (или) акта приема-передачи товаров, при отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара".
В соответствии с ч. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно ч. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения N 1 постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" при заполнении счета-фактуры в графе, предназначенной для указания налоговой ставки по операциям, указанным в пункте 5 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, вносится запись "без НДС".
Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен запрет на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, в том числе индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя об ограничении возможности участия индивидуальных предпринимателей в закупке на основании требований, установленных в документации об Аукционе, является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России N 78-од от 05.08.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "----" на положения документации ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ----, ---- при проведении электронного аукциона N -----17000670 по закупке продуктов питания (Хлеб ржано-пшеничный, хлеб пшеничный), необоснованной.
2. Производство по делу N 236 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ----
Члены Комиссии: ----
----
----
32-75-28
-------------------------------------------
*(1)
*(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 15 мая 2017 г. N 302
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017