Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 мая 2017 г. N 83
Резолютивная часть объявлена 10 мая 2017 года Изготовлено в полном объеме 15 мая 2017 года |
г.Курск |
||
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
||
|
Член Комиссии |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (далее - ООО "Подрядчик") |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела |
||
Заказчик |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Вишневский детский сад" Беловского района Курской области (далее - заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личность удостоверена |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0844300044517000001 |
||
Объект закупки |
Тепловая сеть |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
1 915 747, 00 рублей |
Доводы жалобы:
1. По мнению заявителя, предмет закупки не соответствует коду вида расходов по бюджетной классификации РФ, указанному заказчиком:
Согласно идентификационного кода закупки, где 34 - 36 разряды - код вида расходов по бюджетной классификации РФ, последние цифры (244) ИКК, указанные заказчиком, означают код вида расходов бюджетной классификации РФ "прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд". Указанный код вида расходов бюджетной классификации РФ не соответствует предмету закупки.
2. Заявитель указывает, что в проектно-сметной документации, приложенной заказчиком к аукционной документации, содержатся разночтения в наименованиях материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ: в пунктах 59 и 71 локально-сметного расчета указано о применении "матов теплоизоляционных ламельных из базальтового волокна...", тогда как в приложении N2 в спецификации рабочих чертежей указано: "Изоляционное покрытие: маты базальтовые толщиной 100".
По мнению заявителя, описание объекта закупки заказчика носит необъективный характер, противоречит требованиям ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."):
3. В п.2 таблицы 1 технического задания аукционной документации в отношении товара "маты ламельные теплоизоляционные" заказчиком указаны две одинаковые характеристики "максимальная температура применения со стороны каменной ваты", с разными значениями показателя, а именно "должна быть выше +230 0С", "должна быть выше +90 0С".
4. Требования к характеристикам товара "грунтовка" установлены заказчиком без указания единиц измерения.
5. В пунктах 1,2,3,6,9,10,11,12,13,14,15 таблицы 1 технического задания аукционной документации, заказчиком установлены требования к указанию участниками значений характеристик товаров, конкретные значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
В пояснениях, представленных заказчиком в ходе рассмотрения дела, представитель заказчика согласился с доводом N1 жалобы заявителя, в отношении остальных доводов указал, что аукционная документация заказчика, соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0844300044517000001, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 20.04.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 02.05.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в закупке было подано 4 заявки;
- участникам закупки с номерами заявок 1,4,5 единой комиссией заказчика отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участник закупки с порядковыми номером заявки 2 допущен к участию в электронном аукционе;
- в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона, заявка участника N2 признана соответствующей требованиям аукционной документации;
- на дату рассмотрения дела контракт по результатам проведения электронного аукциона не заключен.
1. Как установлено Комиссией, доводы жалобы заявителя N1,3,4 нашли свое подтверждение материалами дела. Довод жалобы N2 не подлежит оценке Комиссией, так как проверка соответствия проектно-сметной документации требованиям законодательства РФ не отнесена к полномочиям Комиссии. Довод жалобы N5 Комиссия признает обоснованным в части виду следующего:
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в п.14 аукционной документации. Заказчиком в составе аукционной документации размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Согласно указанной инструкции "В части представления сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, показателей и значений не допускается указание неоднозначных обозначений с двояким толкованием (типа "от", "до", "не темнее", "менее", "более", "не более", "не менее", "свыше", "ниже", "выше", "либо" "или", "не допустимо", "превышает", "не превышает", "эквивалент", "", "", ">", "<" и др., за исключением случаев, указанных в данной инструкции по заполнению первой части заявки). Указывается только абсолютно точное и достоверное наименование товара, показателя, значения характеристик и функциональных свойств предлагаемого товара (если иное не предусмотрено документацией)....
8. В случае если какая-либо характеристика или показатель товара не может быть определен либо не нормируется (например, согласно ГОСТ), то участник указывает в заявке "не определяется", "не нормируется" и т.п.
9. Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение (например, фракция щебня, рабочая температура, температура применения, температура эксплуатации, температура рабочей среды, температура окружающей среды), значение таких параметров должно указываться в виде диапазона, конкретное значение не допускается (в данном случае допускается указание в заявке предлогов, слов и знаков: "от", "до", "менее", "более", "свыше", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "", "", ">", "<"), за исключение случаев описания со словами "нижний предел", "верхний предел", "минимальная", "максимальная", например "минимальная температура рабочей среды" и т.д....".
Как пояснил представитель заказчика в ходе рассмотрения дела, следует из содержания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком при описании характеристик указанного товара использованы показатели, предусмотренные техническими регламентами, государственными стандартами, указанными в техническом задании аукционной документации.
Как следует из содержания положений указанных заказчиком государственных стандартов, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком в пунктах 1,3,6,8,9,13,14 технического задания аукционной документации с сопровождением словами "не более", "не менее",... становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Кроме того, как установлено Комиссией, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.04.2017 г., единой комиссией заказчика принято решение об отказе участникам закупки N4, N5 в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "в п.7 заявки участника отсутствует информация о конкретном значении потери массы при испытании щебня в сухом состоянии, требования к которому установлены в п.6 таблицы 1 технического задания аукционной документации".
Как установлено Комиссией, причиной признания заявок несоответствующими, явилось некуазание участником конкретного значения показателя товара, конкретное значение которого становится известным после испытания товара.
Как установлено ч.ч.4,5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", не допускается.
При таких обстоятельствах, действия заказчика, установившего в аукционной документации ненадлежащее требование об указании конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, привели к принятию единой комиссией заказчика необоснованного решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с номерами заявок 4,5, то есть к нарушению законных прав и интересов участников закупки и ограничению доступа к участию в закупке данным участникам.
Таким образом, единой комиссией заказчика нарушены требования ч.ч.4,5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией также установлено:
2. В пункте "описание объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного заказчиком на сайте ЕИС, заказчиком указано: "тепловая сеть", что не является надлежащим исполнением обязанности, установленной п.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...".
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с требованиями ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В извещении, аукционной документации заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен Техническим заданием.
В п.1 таблицы 1 технического задания аукционной документации заказчиком указано о необходимости соответствия закупаемого товара "трубы стальные электросварные" требованиям ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80.
В данном пункте технического задания аукционной документации заказчиком установлены, среди прочих, требования к следующим характеристикам закупаемого товара:
Технические характеристики: - наружный диаметр трубы, мм
- теоретическая масса 1-м трубы, кг
- толщина стенки трубы, мм
|
Должен быть 57, 32
1,82 или более;
Для трубы наружным диаметром 57 мм - не менее 3,5. Для трубы наружным диаметром 32 мм - не менее 2,5.
|
В инструкции по заполнению первой части аукционной заявки заказчиком указано: "в случае, если техническим заданием предусмотрено применение при производстве работ нескольких материалов одной группы (например, электроды различного типа, трубы различного диаметра и т.д.), то требования к характеристикам и показателям относятся к каждому из данных товаров (описанию характеристик и показателей и указанию в составе заявки подлежит каждый из этих товаров)".
Как установлено Комиссией, положениями ГОСТ 10704-91 предусмотрены перечисленные требования к характеристикам изделий.
Вместе с тем, по показателю "теоретическая масса 1-м трубы", заказчиком установлен диапазон значений, не соответствующий диапазону допустимых значений, установленному ГОСТ 10704-91:
- при значениях параметров "наружный диаметр трубы" - 32 мм; толщина стенки" - 2,5 мм, теоретическая масса 1-м труб, кг, составляет 1,62 кг. Таким образом, в данном случае, заказчиком сужен диапазон значений показателя "теоретическая масса 1-м трубы", которые может предложить участник в соответствии с ГОСТ 10704-91.
- при значении параметра "наружный диаметр трубы" - 57 мм, максимальное значение параметра "толщина стенки" составляет 3,5 мм, при этом значение параметра "теоретическая масса 1-м труб", кг, составляет 4,62 кг. Таким образом, единственным значением показателя "теоретическая масса 1-м труб", соответствующим требованию ГОСТ 10704-91, при наружном диаметре трубы 57 мм, толщине стенки 3,5 мм, является значение 4,62 кг. В данном случае заказчиком расширен диапазон значений показателя "теоретическая масса 1-м трубы", предусмотренный ГОСТом.
Указанные действия заказчика вводят в заблуждение участников закупки, создают предпосылки для указания участниками неверного значения показателя данной характеристики товара, нарушают требования ч.1 ст.33, 1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
Вместе с тем, как следует из материалов дела, по основанию несоответствия заявок участников указанным требованиям п.1 таблицы 1 технического задания аукционной документации, аукционной комиссией заказчика заявки от участия в электронном аукционе не отклонялись.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик" обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1 ст.33, ч.2 ст.42, ч.5 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Вишневский детский сад" Беловского района Курской области нарушившим требования ч.1 ст.33, ч.2 ст.42, ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию заказчика - Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Вишневский детский сад" Беловского района Курской области нарушившей требования ч.ч.4,5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Учитывая, что допущенные заказчиком нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" носят неустранимый, на дату рассмотрения дела, характер, выдать заказчику - Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Вишневский детский сад" Беловского района Курской области, предписание об аннулировании электронного аукциона.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 мая 2017 г. N 83
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017