Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 мая 2017 г. N 938/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N938/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300015317000003 "На разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство очистных сооружений и сетей канализации в п. Целина Ростовской области" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя (Кузьминой Л.К.), представителя Заказчика (Шуста А.М.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
Заказчик в возражении на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 28.04.2017 г. N0158300015317000003:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 18.05.2017 09:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 12957041,00 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком в п.17 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
Стоимостные критерии оценки (предельная величина значимости стоимостных критериев оценки - 60%):
1. Цена контракта, значимость критерия 60% (Коэффициент значимости - 0,6).
Нестоимостные критерии оценки (предельная величина значимости нестоимостных критериев оценки - 40%):
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия 40% (Коэффициент значимости - 0,4).
В отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (КОi) устанавливается показатель: "деловая репутация участника закупки":
N п/п |
Расчет баллов (Шкала оценки): |
|
1 |
Комиссия оценивает участников по условию: отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов. Подтверждается документами: Справка из органа ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой справки, которая выдана не ранее чем в период со дня размещения извещения (включительно) о проведении настоящей закупки по день вскрытия конвертов с заявками на участие (включительно) и по состоянию не ранее чем в период со дня размещения извещения (включительно) о проведении настоящей закупки по день вскрытия конвертов с заявками на участие (включительно). ИЛИ Декларация о соответствии условию, в случае наличия недоимки, задолженности, если участником в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении исполнителя не принято. |
- несоответствие условию: 0 баллов; - соответствие условию: 5 баллов. |
2 |
Комиссия оценивает участников по условию: наличие у участника закупки аудиторского заключения, содержащего мнение о достоверности годовой или промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за любой период с 2012 по 2017 г.г. включительно - "достоверно". Подтверждается документами: копия аудиторского заключения, соответствующего законодательству РФ "Об аудиторской деятельности". |
- несоответствие условию: 0 баллов; - наличие у участника закупки аудиторского заключения, содержащего мнение о достоверности за период менее 1 года бухгалтерской (финансовой) отчетности, в любой период с 2012 по 2017 г.г. включительно - "достоверно": 16 баллов; - наличие у участника закупки аудиторского заключения, содержащего мнение о достоверности за период не менее 1 года бухгалтерской (финансовой) отчетности, в любой период с 2012 по 2017 г.г. включительно - "достоверно": 32 баллов; |
3 |
Комиссия оценивает участников по количеству положительных отзывов (благодарственных, информационных, и иных положительно характеризующих участника писем) (далее - положительный отзыв) от заказчиков по исполненным Контрактам (договорам)*. По одному Контракту (договору)* можно предоставить не более одного положительного отзыва. Если в одном отзыве содержится указание на несколько различных предоставленных в заявке участника Контрактов (договоров)*, то данный один отзыв оценивается, как количество различных Контрактов (договоров)*. *Контракт (договор) - во - первых, контракт (договор) на выполнение участником закупки работ по выполнению проектных работ (оказание услуг по выполнению, разработке проектной документации) на строительство, реконструкции и капитальному ремонта объекта капитального строительства в качестве привлекаемого застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) с положительным заключением экспертизы проектной документации, во - вторых, по данному контракту (договору) успешное выполнение работ (оказание услуг) - исполнение контракта (договора) должно быть без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней), в - третьих, по данному контракту (договору) - контракт (договор) должен быть заключен в период с 2012 по 2017 г.г. включительно; в - четвертых, цена контракта (договора) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится данный конкурс. Подтверждается документами: копия положительного отзыва и копия(и), соответствующему(их) отзыву контракта(ов) (договора(ов)) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, акта (актов) выполненных работ (оказанных услуг), положительного(ых) заключения(ий) экспертизы проектной документации. |
- отсутствие отзывов - 0 баллов; - 1 отзыв - 9 баллов; - 2 отзыва и более отзывов - 18 баллов; |
4 |
Комиссия оценивает участников по условию: наличие действующего сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". При оценке показателя участника конкурса учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате соответствия. Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015 должен быть выдан органом по сертификации, аккредитованным в установленном законом порядке Федеральной службой по аккредитации или допущенным к проведению работ по сертификации в Системе добровольной сертификации, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в установленном законом порядке. Область аккредитации органа по сертификации, аккредитованного в установленном законом порядке, должна включать оценку соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015 Область распространения (объекты сертификации) Системы добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном законом порядке, должна включать оценку соответствия по требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". Подтверждается документами: копия сертификата со всеми приложениями в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". |
- имеется Сертификат со Значением индекса деловой репутации ниже 50 или отсутствует Сертификат: 0 баллов;
- Сертификат со значением индекса деловой репутации 50 и более: 45 баллов |
|
Итого по показателю "деловая репутация участника закупки" определяется как сумма баллов по пунктам NN1-4. Максимальное количество баллов - 100. |
от 0 до 100 баллов (включительно). |
Согласно доводам жалобы Заявителя, требование Заказчика о наличии аудиторского заключения ограничивает круг участников закупки и ведет к дополнительным затратам участников конкурса.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как видно из ч.ч.2, 3 ст.53 Закона, соответствие участников конкурса и конкурсных заявок требованиям конкурсной документации является предметом рассмотрения конкурсных заявок, а не оценки конкурсных заявок:
* заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации;
* конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом оценка заявок является следующей (по отношению к рассмотрению заявок) процедурой при проведении конкурса, не имеющей отношения к отклоненным заявкам, что видно из ч.5 ст.53 Закона: "Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации".
Как указано выше, Законом (в т.ч. ч.ч.2, 3, 5 ст.53 Закона) разграничены требования к участникам закупки и критерии оценки конкурсных заявок.
Конкурсная документация не содержит требований об обязательном наличии у участника закупки аудиторского заключения, а отсутствие этого заключения не влечет отклонение заявки.
Оценка наличия аудиторского заключения с мнением "достоверно" у участника конкурса не противоречит требованиям Правил N1085.
Исходя из п.4 ч.1 ст.32 Закона, наличие у участника закупки аудиторского заключения с мнением "достоверно" объективно является лучшим конкурсным предложением по сравнению с участником закупки, у которого такое аудиторское заключение отсутствует.
Рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя требование Заказчика о наличии у участника действующего сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01.-2015 не соответствует нормам Закона.
Внеплановой проверкой установлено, что в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет в составе заявки на участие в конкурсе: копию действующего сертификата в соответствии ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование". При оценке по показателю "деловая репутация участника закупки" учитывается значение индекса деловой репутации, указанное в сертификате.
При этом конкурсная документация не содержит требований об обязательном наличии у участника закупки указанного Сертификата, а отсутствие этого Сертификата не влечет отклонение заявки от участия в конкурсе.
Оценка наличия Сертификата с мнением "достоверно" у участника конкурса не противоречит требованиям Правил N1085.
Исходя из п.4 ч.1 ст.32 Закона, наличие у участника закупки Сертификата с индексом деловой репутации объективно является лучшим конкурсным предложением по сравнению с участником закупки, у которого такой Сертификат отсутствует.
Рассмотренный довод жалобы является необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 мая 2017 г. N 938/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017