Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2017 г. N 44-1857/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11021-ЭП/17 от 04.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку малярного инструмента (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200290017000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 481 250,96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Заявитель в жалобе указал на неопубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Запрос о даже разъяснений положений документации о закупке направлен Заявителем в адрес Заказчика 28.04.2017 в 14 часов 14 минут.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона от 28.04.2017 NИИ1 28.04.2017 в 16 часов 09 минут.
На дату подачи Заявителем указанного запроса о даче разъяснений положений документации о закупке действовала редакция документации о закупке от 29.03.2017, в соответствии с которой срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.04.2017 в 10 часов 00 минут.
Таким образом, запрос о даче разъяснений положений документации о закупке направлен Заявителем после окончания срока подачи заявок.
Следовательно, Заказчиком в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе правомерно не предоставлены разъяснения положений документации о закупке в отношении запроса, который поступил после окончания регламентированного Законом о контрактной системе срока.
В данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1.5 изменений извещения о проведении электронного аукциона от 28.04.2017 NИИ1 Заказчиком установлено следующее:
Раздел "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:" части II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА документации об открытом аукционе в электронной форме изложить в следующей редакции:
подпункт 3.1.3. части I |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: |
Первая часть заявок на участие в электронном аукционе должна содержать: - согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. - конкретные показатели поставляемого товара, используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 2 части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе с указанием на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При указании конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", являющейся Приложением N 4 к части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе и порядком предоставления сведении в соответствии с разделом 5 Части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе. |
Согласно Разделу 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен порядок предоставления сведений в составе первой части заявки о конкретных показателях товаров, а также порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, согласно Части II документации о закупке Заказчиком установлено, что порядок заполнения установлен в Разделе 5 Части III документации о закупке, которым участник закупки вправе не воспользоваться.
Следовательно, наименование Раздела 5 Части III документации о закупке противоречит положениям Части II документации о закупке.
Согласно п. 12.2 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Участник аукциона указывает товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, информация о стране происхождения товара.".
Согласно п. 12.3 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Участник аукциона описывает характеристики товаров в следующем порядке: Порядок заполнения Формы указан в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона, исходя из условий, предусмотренных документацией об аукционе, а именно:
Сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе об обязательном указании товарного знака (его словесное обозначения), знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезной модели, промышленного образца, установленные Заказчиком в п. 12.2 Раздела 5 Части III документации о закупке, противоречат требованиям п. 12.3 Раздела 5 Части III документации о закупке, а также пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления противоречивых положений инструкции по заполнению первой части заявки, а также в части установления требований к содержанию первой части заявки не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требования о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе количества товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Таким образом, участники закупки в составе первой части заявки должны предоставлять сведения о функциональных, технических и качественных, а также эксплуатационных характеристиках товара.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что количество товара не является качественной, функциональной, технической или экологической характеристикой товара, не характеризует товар.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, количество товара является потребностью Заказчика, которая устанавливается Заказчиком в документации о закупке в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Предоставление участником закупки количества товара, несоответствующего требованиям документации о закупке является изменением потребности Заказчика, что противоречит законодательству о контрактной системе.
Следовательно, количество товара не является показателем товара, который должен быть представлен участником закупки в первой части заявки.
Комиссия УФАС установила, что изменения извещения о проведении электронного аукциона от 28.04.2017 NИИ1 не содержат требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе количества товара.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 64, 66, 70, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" частично обоснованной в части доводов об установлении инструкции по заполнению первой части заявки и требований к содержанию первой части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 мая 2017 г. N 44-1857/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017