Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2017 г. N 44-1885/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 364 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Звездочка" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10486-ЭП/17 от 28.04.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку кадетской формы в ГБОУ СОШ N 364 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2017 году (извещение номер 0372200183617000003) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.04.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200183617000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 185 230,67 рублей.
В жалобе ООО "Звездочка" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0372200183617000003-1 от 21.04.2017 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Информация, предусмотренная пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона, содержащаяся в заявке участника с порядковым номером 10, не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно:
Кадетская форма для мальчиков
Костюм летний
- в заявке участника указано "товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии)" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь товарного ярлыка не превышает 60 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь контрольной ленты не превышает 12 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади контрольной ленты.
-В соответствии с Техническим заданием (часть III "Техническое задание") Аукционной документации и инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не указан сорт изделия.
Кадетская форма для мальчиков
Футболка
- в заявке участника указано "товарный знак (при наличии)" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Размер упаковочного ярлыка не превышает 150 см" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель размера упаковочного ярлыка.
- в заявке участника указано "товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии)" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания упаковочного ярлыка.
Кадетская форма для девочек
Костюм летний
- в заявке участника указано "Брюки со стрелками, отстроченными на 0,2 см от сгиба" в разделе "Требования к внешнему виду" и "строчка на расстоянии 0,1 см от шва (края деталей): по стрелкам на передних половинках брюк" в разделе "Требования к узлам". Тогда, как в соответствии с Техническим заданием (часть III "Техническое задание") заказчиком указано "Брюки со стрелками, отстроченными на 0,1-0,2 см от сгиба" в разделе "Требования к внешнему виду" и "строчка на расстоянии 0,1 см от шва (края деталей): по стрелкам на передних половинках брюк" в разделе "Требования к узлам". В заявке участника представлены не достоверные сведений относительно расстояния строчки от шва (края детали, сгиба).
- в заявке участника указано "товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии)" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь товарного ярлыка не превышает 60 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь контрольной ленты не превышает 12 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади контрольной ленты.
Кадетская форма для девочек
Футболка
- в заявке участника указано "товарный знак (при наличии)" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Размер упаковочного ярлыка не превышает 150 см" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель размера упаковочного ярлыка.
- в заявке участника указано "товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии)" в разделе "Показатели по маркировке и упаковке". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания упаковочного ярлыка.
Кадетская форма (зимняя)
Куртка утеплённая
- в заявке участника указано "товарный знак предприятия-изготовителя (при наличии)" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель содержания товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь товарного ярлыка не превышает 60 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади товарного ярлыка.
- в заявке участника указано "Площадь контрольной ленты не превышает 12 см" в разделе "Требования к маркировке и упаковке изделий". В соответствии с инструкцией по заполнению I части заявок в заявке участника не представлен конкретный показатель сведений относительно площади контрольной ленты".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, поставка которых является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" к Техническому заданию документации об аукционе.
Например, к товару по позиции 1 "Кадетская форма для мальчиков" Заказчиком установлено требование: "Площадь товарного ярлыка не должна превышать 60 см".
Согласно положениям данной инструкции:
"6.1. Заказчиком, в целях определения соответствия товара, предлагаемого к поставке участником закупки, установлены требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации об аукционе (Приложение N 2 к техническому заданию)
В описании товара заказчик использовал следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
6.2. Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
по первому виду показателей участник указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник указывает значение, установленное заказчиком;
по четвертому виду показателей участник указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
6.3. Участник закупки заполняет заявку с учетом требований настоящей документации в соответствии с порядком, указанном на сайте оператора электронной площадки.
6.4. Документы и сведения, содержащиеся в заявке на участие в аукционе в электронной форме, должны иметь читаемый текст и не должны допускать двусмысленных толкований. Если в документах, входящих в состав заявки, имеются расхождения между обозначением сумм прописью и цифрами, то аукционной комиссией принимается к рассмотрению сумма, указанная прописью.
6.5. В случае если документация об аукционе не содержит требуемых значений материала (товара), предполагается, что приемлемой является любая характеристика материала (товара), соответствующая при этом действующему законодательству либо государственному стандарту (техническому регламенту и т.п.) и позволяющая достигнуть цели поставки товара, установленной настоящей документацией об аукционе. Указывать такие характеристики в составе первой части заявки необязательно.
6.6. В первой части заявки участника электронного аукциона должна быть представлена информация обо всех показателях используемого материала (товара) (конкретные показатели). В случае, если показатель и (или) его значение не определяются для используемого материала (товара), в первой части заявки в качестве значения такого показателя должно быть указано: "не определяется" или "-" или "отсутствует". Не предоставление информации о таком показателе и (или) его значении расценивается комиссией как не предоставление участником в заявке сведений о конкретных показателях используемого материала (товара), соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, и влечёт отказ в допуске участнику к участию в аукционе.
6.7. Все положения заявки на участие в аукционе должны быть однозначны. Описание в заявке участником закупки функциональных характеристик и технических характеристик материала (товара) путем указания неконкретных характеристик, в том числе путем одновременного указания нескольких товарных знаков (их словесных обозначений) или добавление в заявке слов "или эквивалент", и т.п. расценивается комиссией как не предоставление участником в заявке сведений о конкретных показателях материала (товара), соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе, и влечет отказ в допуске участнику к участию в аукционе.
6.8. При описании материала (товара) участник закупки должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае применения участником закупки в своей заявке условных обозначений или сокращений, не установленных настоящей документацией, должна быть приведена их соответствующая расшифровка.
6.9. Показатели материалов (товаров), в отношении которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (т.е. использованы слова "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", и т.п.) и которые могут изменяться в рамках установленных значений, а также заданы условия выбора показателей материалов (товаров), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой материала (товара) в соответствии с результатами проведенных испытаний или предложением производителя.
В случае, если документация об аукционе устанавливает требования к диапазону, то соответствующим конкретным показателем является диапазон, совпадающий с требуемым, включающий требуемый либо уже требуемого, в зависимости от вида требования документации и/или соответствующего ГОСТа.
Показатели материалов (товаров), в отношении которых установлены значения, которые не могут изменяться (в том числе диапазон температур), в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением (-ями), установленными документацией.
В иных случаях, при указании конкретных показателей товаров (материалов) использование слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", "или", знак тире и т.п. не допускается. При этом показатели характеристик материалов (товаров), сопровождающиеся словами "более", "менее" указываются в рамках установленного диапазона, не включая пограничные показатели. Показатели характеристик, сопровождающиеся словами "не более", "не менее", "от", "до" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели.
6.10. Знак ";" используется для разделения альтернативных показателей или групп показателей и (или) значений показателей или групп значений показателей. Союзы и знаки, стоящие внутри группы значений, отделенных знаком ";", оцениваются только в рамках указанной группы значений. Знаки "," и "\" используются при перечислении требуемых значений аналогично союзу "и".
Знак "-" разделяет минимальное и максимальное значения показателя материала (товара), в пределах которых участнику закупки следует представить в заявке одно значение.
Символ "_" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
При указании сочетания союзов "и (или)" участник может предложить как одно, так и несколько значений исходя из характеристик материала (товара).
6.11. Знаки "х", "*", расположенные между двумя конкретными или диапазонными числовыми значениями, используются для объединения в одном показателе требований к двум и более размерным характеристикам материала (товара), указанным в наименовании показателя. Знаки "х", "*" и "", расположенные между буквами, обозначающими единицу измерения, рассматриваются как знаки умножения.
6.12. Все единицы измерения, знаки препинания, символы, используемые для обозначения требований к конкретным показателям материалов (товаров), используемых при выполнении работ, являются стандартными и применяются в их буквальном значении с учетом контекста.
6.13. Все указания на товарные знаки, встречающиеся в настоящей документации и в прикрепленных файлах, следует читать с сопровождением "или эквивалент".
6.14. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Заявителем по вышеуказанной позиции предложен к поставке товар с характеристикой "Площадь товарного ярлыка не превышает 60 см".
При этом положения данной инструкции не содержат указаний в отношении показателей при описании которых Заказчиком были использованы слова "не должна превышать". Отсутствие однозначных указаний позволило аукционной комиссии Заказчика субъективно воспринимать сведения о конкретных показателей и оценивать их на предмет соответствия либо несоответствия требованиям Заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что с учетом отсутствия однозначных указаний по предоставлению сведений о таких показателях, аукционная комиссия Заказчика имела основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе, следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки были установлены следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Положения инструкции по заполнению первой части заявки не содержат указаний в отношении показателей, при описании которых Заказчиком были использованы слова "не должна превышать". Отсутствие однозначных указаний позволило аукционной комиссии Заказчика субъективно воспринимать сведения о конкретных показателей и оценивать их на предмет соответствия либо несоответствия требованиям Заказчика, что в конечном итоге привело к отказу Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении документации об аукционе, которая не содержит надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявок участников.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Звездочка" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 мая 2017 г. N 44-1885/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2017