Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2017 г. N 44-1894/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГКВОУ ВО "Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик):
АО "Военторг-Запад" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11151/17 от 05.05.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение вещевого имущества по индивидуальному заказу на изготовление (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100017017000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 593 329,11 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N0372100017017000023-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ; п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Участником закупки в требованиях к сырью, материала, покупным изделиям при изготовлении кителя не указаны конкретные показатели, а именно: в позиции N 3 ткань капроновая подкладочная арт.3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт. 4341 а также не указано какому конкретному ТУ или НТД соответствует ткань; в позиции N4 ткань подкладочная клеевая с регулярным точечным покрытием атр. 3231 или материал прокладочный тканый или основовязаный клеевой с регулярным точечным покрытием. В требованиях к сырью, материалам, покупным изделиям при изготовлении брюк не указаны конкретные показатели, именно: в позиции N2 ткань капроновая подкладочная атр. 3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт. 3431 цвета морской волны; в позиции N3 ткань капроновая подкладочная арт 3531 увета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт. 3431 цвета морской волны или ткань хлопкополиэфирная подкладочная карманная; в позиции N5 ткань прокладочная клеевая с регулярным точечным покрытием арт.3231К либо материал прокладочный нетканый клеевой с регулярным точечным покрытием, а также не указано какому конкретному ТУ или НТД соответствует ткань; в позиции N15 нитки швейные хлопчатобумажные армированные 44лх или нитки швейные лавсановые армированные 45лл. Также при изготовлении кителя и брюк Участником закупки допускается применение других материалов, не ухудшающих качество и внешний вид изделия.".
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 3 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Китель": "Наименование материалов: Ткань капроновая подкладочная арт.3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт.3431. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5717-2005 ТУ 858-5975-2007.".
Согласно п. 4 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Китель": "Наименование материалов: Ткань прокладочная клеевая с регулярным точечным покрытием арт.3231 или Материал прокладочный тканый или основовязаный клеевой с регулярным точечным покрытием. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5715-2005.".
Согласно п. 2 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Брюки": "Наименование материалов: Ткань капроновая подкладочная арт.3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт.3431 цвета морской волны. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5717-2005.".
Согласно п. 3 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Брюки": "Наименование материалов: Ткань капроновая подкладочная арт.3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт.3431 цвета морской волны или ткань хлопкополиэфирная подкладочная карманная. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5717-2005 ТУ 858-5975-2007 ПоНТД.".
Согласно п. 5 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Брюки": "Наименование материалов: Ткань прокладочная клеевая с регулярным точечным покрытием арт.3231К либо материал прокладочный нетканый клеевой с регулярным точечным покрытием. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5715-2005 По НТД.".
Согласно п. 15 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Брюки": "Наименование материалов: Нитки швейные хлопчатобумажные армированные 44лх или нитки швейные лавсановые армированные 45лл. Нормативно-техническая документация: ГОСТ 6309.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Приложении N 1 к Информационной карте.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Значения показателей, указанные через "или", изменению не подлежат и приводятся в заявке без изменения вместе с союзом "или". Применение заказчиком союза "либо", знака ";" при установлении требований к значению показателя означает, что заказчиком установлены требования к вариантам значений показателей, при этом участник представляет сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно конкретное значение.".
Согласно Техническому заданию, союзы "или", "либо" в оспариваемых показателях установлены Заказчиком в наименовании показателей (материалов).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет значения конкретных показателей, соответствующих требованиям документации о закупке, в отношении товаров, установленных Заказчиком в документации о закупке.
Изменение наименования показателя влечет изменение потребности Заказчика, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Следовательно, при заключении государственного контракта в проект контракта включаются сведения о товаре, содержащиеся в первой части заявки, в отношении наименований показателей, установленных в документации о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что предоставление в первой части заявки на участие в аукционе значений показателей в отношении наименований показателей, несоответствующих техническому заданию документации о закупке, не позволяет установить соответствие первой части заявки требованиям документации о закупке. Предоставление в первой части заявки на участие в аукционе информации о товаре с указанием наименований показателей, которые не соответствуют документации о закупке противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Следовательно, изменение наименований показателей противоречит законодательству о контрактной системе.
Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указаны наименования материала (наименования показателей) в соответствии с документацией о закупке.
Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе на основании предоставления наименований показателей, соответствующих наименованиям показателей, установленных в документации о закупке, не соответствует ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N0372100017017000023-1 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе на основании непредоставления информации о том, какому конкретному ТУ или нормативно-технической документации соответствует товар по п. 3 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям (китель) Технического задания документации о закупке и п. 5 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям (брюки) Технического задания документации о закупке.
Согласно п. 3 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Китель": "Наименование материалов: Ткань капроновая подкладочная арт.3531 цвета морской волны или ткань полиэфирная подкладочная арт.3431. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5717-2005 ТУ 858-5975-2007.".
Согласно п. 5 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям Технического задания документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Брюки": "Наименование материалов: Ткань прокладочная клеевая с регулярным точечным покрытием арт.3231К либо материал прокладочный нетканый клеевой с регулярным точечным покрытием. Нормативно-техническая документация: ТУ 858-5715-2005 По НТД.".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее: "В тех случаях, когда Заказчик устанавливает строгое требования о соответствии объекта закупки на этапе размещения заказа техническим стандартам РФ и заранее информирует участника о таком соответствии путем прямого указания на стандарт, то такие товары должны удовлетворять установленным нормативам и требованиям заказчика, в том числе в части показателей качества материала изготовления, или комплектующих, или иных составляющих и элементов, если таковые влияют на качественные, эксплуатационные, технические и функциональные показатели объекта закупки, и технический стандарт содержит прямое указание на такую зависимость. Учитывая, что технические стандарты РФ устанавливают минимальные требования к характеристикам товара, при не соблюдении которых товар бракуется, по некоторым показателям Заказчиком, ввиду собственных потребностей, установлены более высокие требования к характеристикам товара.".
Заявителем в первой части заявки в отношении п. 3 Требований к сырью, материалам, покупным изделиям "Китель" Технического задания документации о закупке указано следующее соответствие нормативно-технической документации: ТУ 858-5717-2005, ТУ858-5975-2007.
Заявителем в первой части заявки в отношении п. 5Требований к сырью, материалам, покупным изделиям "Брюки" Технического задания документации о закупке указано следующее соответствие нормативно-технической документации: ТУ 858-5715-2005, По НТД.
Таким образом, Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе указано соответствие товаров техническим условиям, требование о соответствии товаров которым установлено Заказчиком в документации о закупке, в соответствии с положениями инструкции по заполнению первой части заявки.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит порядок заполнения, согласно которому в отношении слов "по НТД", установленных Заказчиком в документации о закупке, участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе должен указать конкретный номер нормативно-технической документации или иную информацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, установление соответствия товара нормативно-технической документации является обязанностью Заказчика.
Указание в первой части заявки слов "по НТД" в соответствии с Техническим заданием документации о закупке не противоречит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N0372100017017000023-1 первой части заявки на участие в аукционе отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе по следующему основанию: "Также при изготовлении кителя и брюк Участником закупки допускается применение других материалов, не ухудшающих качество и внешний вид изделия.".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее: "При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики поставляемых товаров, в соответствии с Приложением N 5 к Техническому заданию, содержащем требования к поставляемым товарам.".
Согласно п. 1.2 Примечания Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Допускается применение других материалов, не ухудшающих качество и внешний вид изделия.".
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции по заполнению первой части заявки п. 1.2 Примечания Технического задания не является конкретным показателем товара и не является обязательным для предоставления.
Следовательно, указание в первой части заявки на участие в аукционе положений технического задания в соответствии с документацией о закупке не противоречит документации о закупке.
На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N0372100017017000023-1.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 19, 33, 34, 66, 67, 70, 94, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Военторг-Запад" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 мая 2017 г. N 44-1894/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017