Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2017 г. N 44-1915/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ОАО "Автодор Санкт-Петербурга" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 10805/17 от 03.05.2017) на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию (размещению) объекта зеленых насаждений общего пользования Санкт Петербурга "Парк б/н между Софийской ул., ул. Димитрова и Бухарестской ул." (извещение номер 0172200002517000042) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002517000042. Начальная (максимальная) цена контракта - 518 542 141,36 рублей.
В жалобе ОАО "Автодор Санкт-Петербурга" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном допуске его заявки к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалоба не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0172200002517000042-1 от 27.04.2017 заявка Заявителя допущена до участия в электронном аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В приложении N 2 к техническому заданию установлены требования к товарам, которые используются при выполнении работ.
Например, по позиции "Горячекатанный арматурный прокат" Заказчиком установлены следующие требования: "Горячекатанный арматурный прокат класса А500 С, диаметром 8 мм".
Анализ заявки Заявителя показал, что по позиции "Горячекатанный арматурный прокат" им представлены следующие значения: "Горячекатанный арматурный прокат класса А500 С, диаметром 10 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявки содержится в части I аукционной документации.
Согласно инструкции по заполнению заявки, если значение показателя в цифровом и словестном обозначении, которое не содержит признаков того, что оно является максимальным или минимальным, т. е. является неизменным - указать конкретное значение данного показателя в цифровом и словестном обозначении, которое должно быть равно значению в цифровом и словестном обозначении, установленному заказчиком, которое не может меняться.
Проанализировав остальные положения инструкции по заполнению первой части заявки, Комиссия УФАС пришла к выводу, что значение диаметра по вышеуказанной позиции должно быть представлено в заявке в неизменном виде, то есть должно составлять 8 мм.
Кроме того на заседании Комиссии УФАС представители Уполномоченного органа затруднились пояснить на основании какого положения инструкции по заполнению заявки участник закупки может представить иное значение показателя, в том числе превышающее значение установленного в приложении N 2 к техническому заданию.
Таким образом, у аукционной комиссии Уполномоченного органа не имелось оснований для признания заявки Заявителя соответствующей требованиям аукционной документации, что свидетельствует о наличии в действиях комиссии Уполномоченного органа нарушения п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 2.2. части III аукционной документации Заказчиком определены характер планируемых работ, их результат, организация и безопасность, который включает в себя несколько этапов.
В соответствии с аукционной документацией основной этап включает в себя следующие работы:
- дренажные работы;
- устройство проездов, пешеходных дорожек, площадок, велодорожки;
- установка малых архитектурных форм;
- устройство газонов;
- посадка деревьев и кустарников;
-устройство цветников;
- работы по сохранению объекта культурного наследия;
- устройство наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения;
- вывоз и утилизация строительного мусора;
- демонтаж временных зданий и сооружений.
Так же в техническом задании аукционной документации указано, что работы по сохранению объекта культурного наследия должны выполняться в соответствии с томом 12.6 "Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия" проектной документации (шифр 2016-23/16-МСОКН).
Таким образом, на основании изложенных положений технического задания Комиссия УФАС приходит к выводу, что в объект закупки включены, в том числе и работы по сохранению объекта культурного наследия.
В п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указан следующий вид деятельности, на которую требуется лицензии: деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Анализ аукционной документации показал, что в ней отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе выразившиеся в отсутствии обязательных требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликована проектная документация. На заседание Комиссии УФАС установлено, что том 12.6 "Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия" проектной документации (шифр 2016-23/16-МСОКН размещен в заархивированном виде в формате WinRAR (Парк_Софийская.part 13), при "распаковке" которого возникает ошибка, которая не позволяет ознакомится с содержанием данного тома проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, отсутствие в составе документации о закупке, опубликованной Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы, отдельных разделов проектной документации не позволяет участникам закупки определить ценовое предложение в связи с отсутствием перечня работ и сметной стоимости работ, которые не опубликованы.
Следовательно, в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 19, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Автодор Санкт-Петербурга" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа нарушения п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2017 г. N 44-1915/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017