Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2017 г. N 44-1927/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГУП "Городской центр размещения рекламы" (далее - Заказчик):
ООО "ЕвроСпецСервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10790-ЭП/17 от 03.05.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку продуктов питания для нужд СПб ДПВН РАН на 2017 год (извещение номер 0372100037917000007) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100037917000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 920 606,98 рублей.
В жалобе ООО "ЕвроСпецСервис" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном отклонении его заявки от участия в конкурсе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 3 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно сведениям протокола рассмотрения и оценки конкурсных заявок N 0372100037917000007-3 от 24.04.2017 ООО "ЕвроСпецСервис" отклонена от участия в конкурсе по следующим основаниям:
"Заявка участника не соответствует требованиям части 2 статьи 53 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям раздела 5, раздела 16 части 2 "Специальная часть" Конкурсной документации в части Предложения об объекте закупки:
1) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 41 "Кислота лимонная пищевая, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Массовая доля воды, %" - "составляет 8,8", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
2) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 56 "Творожок для детского питания в пластиковом стаканчике, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Жирность" - "5 %", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
3) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 58 "Сыр полутвердый высший сорт "Голландский", "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Массовая доля жира в пересчете на сухое вещество, %" - "45", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
4) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 76 "Кабачки свежие высший сорт, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Масса плодов, гр." - "225,0 гр.", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
5) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 79 "Картофель продовольственный поздний (поступающий в продажу с 01 сентября). Без торговой марки. Страна происхождения: Россия" участник указал не конкретное значение показателя "Отклонение клубней от установленных размеров" - "не более чем на 5,0 мм в сторону уменьшения для всех форм".
Выписка из инструкции:
Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки.
В случае если Заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно максимальному значению, установленному Заказчиком.
6) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 80 "Лук репчатый свежий 1 класс. Без торговой марки. Страна происхождения: Россия" участник указал не конкретное значение показателя "Луковицы размером менее установленных" - "не более чем на 1,0 см".
Выписка из инструкции:
Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки.
В случае если Заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно максимальному значению, установленному Заказчиком.
7) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 81 "Морковь свежая столовая высший сорт. Без торговой марки. Страна происхождения: Россия" участник указал не конкретное значение показателя "Отклонение от установленных по диаметру размеров корнеплодов" - "не более чем на 0,5 см".
Выписка из инструкции:
Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки.
В случае если Заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно максимальному значению, установленному Заказчиком.
8) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 83 "Огурцы соленые, "без товарного знака", Россия" участник указал значения показателей, не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией:
- "Массовая доля пряностей от массы нетто" - "составляет 2,5 %",
- "Массовая доля хлоридов" - "2,5 %"
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
9) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 87 "Редис дайкон, "без товарного знака", Россия" участник указал не конкретное значение показателя "Глубина механических повреждений корнеплодов" - "не более 3 мм".
Выписка из инструкции:
Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки.
В случае если Заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно максимальному значению, установленному Заказчиком.
10) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 92 "Чеснок свежий, высший сорт, "без товарного знака", Китай" участник указал не конкретное значение показателя "Луковицы размерами, менее установленных норм" - "не более чем на 5 мм".
Выписка из инструкции:
Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки.
В случае если Заказчиком установлено максимальное значение показателя - указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно максимальному значению, установленному Заказчиком.
11) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 95 "Фрукты косточковые сушеные. Слива сушеная чернослив (целые плоды), без косточки, высший сорт, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Массовая доля влаги, %" - "составляет 20,0", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
12) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 99 "Горошек зеленый консервированный, высший сорт, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Массовая доля хлоридов, %" - "0,8", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям.
13) В форме "Предложение об объекте закупки" в п. 99 "Грибы консервированные (шампиньоны) целые, "без товарного знака", Россия" участник указал значение показателя "Массовая доля хлоридов, %" - "2,0", не соответствующее требованиям, установленным конкурсной документацией.
Выписка из инструкции:
В случае если Заказчиком установлены максимальные и минимальные значения показателя - указать конкретное значение данного показателя, находящееся в пределах максимального и минимального значений, установленных Заказчиком, но не равное максимальному и минимальному значениям".
Согласно письменным возражениям Заказчика, основания отклонения Заявителя от участия в конкурсе по основаниям, перечисленным в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок под номерами 1, 2, 3, 4, 8, 11 и 12 обусловлены наличием технической ошибки при рассмотрении конкурсной заявки ООО "ЕвроСпецСервис".
Пунктами 1 и 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в соответствии с ч. 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать форму "Предложение об объекте закупки" (рекомендованная форма приложения N 5 к специальной части), которая заполняется участниками на основании Приложения N 1 к Техническому заданию, содержащему описание товаров, использующихся при оказании услуг.
К товару по позиции 79 "Картофель продовольственный поздний (поступающий в продажу с 01 сентября)" Заказчиком установлено требование: "Содержание клубней с отклонениями от установленных размеров не более чем на 5,0 мм в сторону уменьшения для всех форм, % от массы - не более 10,0". Данный товар должен соответствовать ГОСТ Р 51808-2013 "Картофель продовольственный. Технические условия".
Согласно положениям инструкции по заполнению данной формы "Предложение участника закупки должно быть конкретным, и не должно содержать слов: "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "обязан", "должен", "не должен", "должен быть", "не должен быть" и их производных, не позволяющих однозначно определить предложение участника закупки в отношении предмета закупки. Участник должен использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании конкурсной документации_
_В случае если в нормативно-технической документации на товары характеристики описаны с использованием слов "не более", "не менее", "более", "менее", участнику закупки в своей заявке необходимо указать конкретное значение показателя, при этом допускается указывать крайнее "максимальное" и (или) "минимальное" значение показателя согласно нормативно-технической документации на товар или иное конкретное значение, не противоречащее нормативно-технической документации на товар и Техническому заданию".
Пунктом 4.2 установлены характеристики и нормы, которым должно соответствовать качество продовольственного картофеля должно соответствовать характеристикам и нормам.
При этом "Содержание клубней с отклонениями от установленных размеров не более чем на 5,0 мм в сторону уменьшения для всех форм" является наименованием показателя. Также стандартом регламентировано значение данного показателя: "не более 10,0 % от массы".
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что им предложен товар с указанием характеристики: "Содержание клубней с отклонениями от установленных размеров не более чем на 5,0 мм в сторону уменьшения для всех форм, % от массы - 10,0". Таким образом, участником использовано стандартное наименование показателя "Содержание клубней с отклонениями от установленных размеров не более чем на 5,0 мм в сторону уменьшения для всех форм", а также представлено предложение о его значении "10,0 % от массы". Таким образом, представленные сведения не противоречат требованиям конкурсной документации, и отклонение участника закупки по данному основанию является неправомерным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении оснований для отклонения заявки по товарным позициям 80 "Лук репчатый свежий, 1 класс" (показатель "Содержание луковиц размером менее установленных, не более чем на 1,0 см, % от массы, должно быть не более 3,0"), 81 "Морковь свежая столовая высший сорт" (показатель "Содержание корнеплодов с отклонениями от установленных по диаметру размеров не более чем на 0,5 см, % от массы, - не должно превышать 10,0"), 87 "Редис дайкон" (показатель "Наличие корнеплодов с механическими повреждениями (зарубцевавшиеся трещины, порезы) глубиной не более 3 мм не допускается") и 92 "Чеснок свежий, высший сорт" (показатель "Массовая доля луковиц с размерами, менее установленных норм (но не более чем на 5 мм), % не должна превышать 10,0").
К товару по позиции 100 "Грибы консервированные (шампиньоны) целые или резанные" Заказчиком установлено требование "Массовая доля хлоридов, %, должна быть не менее 2,0 и не более 3,0". При этом данный товар должен отвечать требованиям ГОСТ Р 54677-2011 или техническим условиям производителя.
ГОСТ Р 54677-2011 "Консервы. Грибы маринованные, соленые и отварные. Общие технические условия"
Пунктом 5.2.3 установлены требования к физико-химическим показателям консервов из грибов.
При этом норма для показателя "Массовая доля хлоридов, %" составляет "2,0-3,0".
При этом положениями инструкции установлено, что "В случае если в нормативно-технической документации на товары характеристики описаны с использованием слов "не более", "не менее", "более", "менее", участнику закупки в своей заявке необходимо указать конкретное значение показателя, при этом допускается указывать крайнее "максимальное" и (или) "минимальное" значение показателя согласно нормативно-технической документации на товар или иное конкретное значение, не противоречащее нормативно-технической документации на товар и Техническому заданию".
Участником закупки указано "Массовая доля хлоридов, % - 2,0", что не противоречит указаниям конкурсной документации.
Таким образом, отклонение Заявителя от участия в конкурсе по данному основанию также является неправомерным.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отклонении конкурсной заявки Заявителя от участия в конкурсе. Данный довод жалобы является обоснованным.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на неправомерное признание заявки ООО "Интерпродукт" соответствующей требованиям конкурсной документации в части указания фасовки товаров по позициям 23 "Мука пшеничная хлебопекарная, высший сорт" и 30 "Сок яблочный восстановленный".
Анализ конкурсной заявки данного участника закупки показал, что сведения о фасовке вышеуказанных товаров не противоречат требованиям конкурсной документации. Данный довод жалобы является необоснованным.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЕвроСпецСервис" обоснованной
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 мая 2017 г. N 44-1927/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017