Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2017 г. N 44-1940/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5 им. Н.Ф. Филатова" (далее - Заказчик):
ООО "Строительная компания "Фаворит" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11178-ЭП/17 от 10.05.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по замене автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200038317000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 785 728,21 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликован документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 06.04.2017 NРД1", который не содержит предмет запроса и разъяснения положений документации в отношении поступившего запроса.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на установление в техническом задании документации о закупке и проекте контракта противоречивых положений.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно разделу 1 Части III документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Сроки выполнения работ: Срок начала выполнения работ: с момента подписания акта передачи объекта в работу. Акты передачи объектов в работу должны быть подписаны Сторонами в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания Контракта.".
Согласно п. 2.1 Части IV "Проект контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Сроки выполнения работ: не позднее 70 (семидесяти) рабочих дней с момента подписания акта передачи объекта в работу. Объект передается Заказчиком Подрядчику по акту передачи объекта. Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан Заказчиком, Подрядчиком и представителем технического надзора в течение 3 дней с момента заключения Контракта. Датой окончания выполнения работ считается дата подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ (форма КС-2).".
Таким образом, положение раздела 1 Части III документации о закупке и положение п. 2.1 проекта контракта носят противоречивый характер, что не позволяет заключить контракт в соответствии документацией о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая не позволяет заполнить заявку в соответствии с потребностью Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в п. 3.5 раздела 3 Части I документации о закупке.
Например, согласно инструкции Заказчиком установлено следующее: "Заявка не должна содержать слов, словосочетаний, предлогов, символов таких как "не менее", "от", "не ниже", "не более", "до", "не выше", "более", "менее", "от _ до _", "", "-", "выше", "должно быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "не должно быть", "не должны быть", "не должна быть", "не должен быть", "не должны", "не должно", "не должна", "должно", "должен", "должна", "должны". При представлении сведений о значениях показателей товаров, участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Изменение названия показателя товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.".
Согласно п. 8 "Краска" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Максимальное время высыхания до степени 3 при температуре 20 _ 2 °С не более 1 ч.".
В соответствии с п. 1.1 ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" в зависимости от состава и назначения краски выпускаются следующих марок: ВД-АК-111, ВД-АК-111р - на основе сополимерной акрилатной дисперсии для наружной и внутренней окраски зданий и сооружений (ВД-АК-111р применяется для получения рельефной краски).
В соответствии с п. 1.3.1 ГОСТ 28196-89 Краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1:
Наимено-вание показателя |
Норма для марок |
Метод испытания |
||||||
|
ВД-ВА-224 |
ВД-КЧ-26А |
ВД-КЧ-26 |
ВД-АК-111 |
ВД-AK-111р |
ВД-КЧ-183 |
ВД-КЧ-577 |
|
|
ОКП 23 1611 1001 |
ОКП 23 1621 0201 |
ОКП 23 1621 0101 |
ОКП 23 1631 0101 |
ОКП 23 1632 0243 |
23 1621 0401 |
ОКП 23 1621 0500 |
|
10. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
По ГОСТ 19007 |
Таким образом, температура (202) °С является частью наименования показателя времени высыхания до степени 3.
Следовательно, согласно инструкции по заполнению первой части заявки участник закупки не вправе указывать символ "", при этом данный символ в п. 8 Приложения N 2 к Техническому заданию является частью наименования показателя, который участник закупки не вправе изменять.
На основании изложенного, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностью Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в части доводов об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 61 "Трубка полихлорвиниловая" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Товар под наименованием трубка полихлорвиниловая должен соответствовать: ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия (с Изменением N 1); Электрическая прочность трубки в условиях пониженной температуры должна быть до 16 кВ/мм. Трубка должна быть марки ТВ-40 или ТВ-40Т или ТВ-40А. Трубка должна быть первого или высшего сорта.".
В соответствии с п. 3 Таблицы 4 ГОСТ 19034-82 "Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия" значение показателя электрической прочности в условиях пониженной температуры для трубок высшего сорта марки ТВ-40 составляет не менее 16 кВ/мм.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены настандартные показатели без обоснования необходимости использования таких показателей.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-1939/17 от 17.05.2017.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Фаворит" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика не передавать в связи с их передачей по делу N 44-1939/17 от 17.05.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 мая 2017 г. N 44-1940/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017