Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2017 г. N 44-1953/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Комитета имущественных отношений (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Межрегиональный центр экспертиз и оценки" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 11469-ЭП/17 от 11.05.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на услуги по проведению оценки рыночной стоимости имущества, индивидуальной оценки уровня арендной платы, проведению торгов и финансированию работ по заключаемым инвестиционным договорам в части проведения оценки недвижимого имущества в целях принятия управленческих решений (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200003117000061. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 993 300,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части неправомерного установления порядка оценки по показателю "Наличие у Участника конкурса опыта выполнения оценок объектов нежилого фонда за 2012-2016 гг.".
Заказчик с доводами жалобы согласился.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 11.2 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующий порядок оценки: "Для оценки по критерию "квалификация участников закупки" используются показатели, для каждого из которых устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений (табл. 2).
Таблица N 2.
N п/п |
Показатели по критерию "квалификация участников закупки" |
Количество баллов, присуждаемое за определенное значение показателя, предложенное участником закупки |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости показателя |
1 |
Наличие у Участника конкурса опыта выполнения оценок объектов нежилого фонда за 2012-2016 гг. |
От 0 до 100 баллов |
15% |
0,15 |
До 2-х лет включительно |
0 баллов |
|||
Свыше 2-х до 5-х лет включительно |
25 баллов |
|||
Свыше 5 |
100 баллов |
|||
2 |
Наличие у Участника конкурса оценщиков, успешно сдавших единый квалификационный экзамен экспертов саморегулируемых организаций. |
От 0 до 100 баллов |
40% |
0,40 |
От 1 до 4-х включительно |
0 баллов |
|||
Свыше 4-х до 8 включительно |
50 баллов |
|||
9 и выше |
100 баллов |
|||
3 |
Наличие у Участника конкурса опыта по оценке стоимости объектов нежилого фонда (количество выполненных отчетов об оценке) за 2012-2016 гг. |
От 0 до 100 баллов |
30% |
0,30 |
От 100 до 300 включительно |
0 баллов |
|||
Свыше 300 до 500 включительно |
50 баллов |
|||
Свыше 500 до 700 включительно |
75 баллов |
|||
Свыше 700 |
100 баллов |
|||
4 |
Объем услуг по оценке в рублях, выполненный Участником конкурса для государственных нужд за последние 5 лет (за период 2012-2016 годы) для органов государственной власти и их подведомственных учреждений |
|
15% |
0,15 |
До 1,0 млн.руб. |
0 баллов |
|||
Более 1,0 млн.руб. до 2,0 млн.руб. включительно |
25 баллов |
|||
Более 2,0 млн. руб. до 2,5 млн. руб. включительно |
50 баллов |
|||
Более 2,5 млн. руб. |
100 баллов |
|||
ИТОГО |
100% |
1.00 |
Показатель N 3. Наличие у участника конкурса опыта по оценке стоимости объектов нежилого фонда, выполненных оценщиками Участника (количество выполненных отчетов об оценке) за 2012-2016 гг.
Подтверждается копиями разделов отчетов об оценке объектов нежилого фонда, расположенных на территории Санкт-Петербурга, выполненных оценщиками Участника: "Титульный лист", "Сертификат стоимости" или другой документ, содержащий результирующую часть отчета, скрепленный печатью и подписями оценщика и уполномоченного представителя юридического лица.
Не предоставление участником документов, подтверждающих квалификацию, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, но в данном случае баллы по соответствующим показателям критерия "Квалификация участника конкурса" начисляться не будут.".
Согласно пояснениям Заказчика указание на осуществление оценки объектов нежилого фонда на территории Санкт-Петербурга установлено в документации о закупке в результате технической ошибки при формировании документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что наличие опыта выполнения оценки в отношении объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, не свидетельствует о большем профессионализме участника закупки, при этом установленный в документации о закупке порядок оценки предоставляет преимущество участникам закупки, осуществляющим деятельность на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно положениям документации о закупки участнику закупки, который осуществляет деятельность по оценке имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории иного субъекта Российской Федерации, по показателю "Наличие у участника конкурса опыта по оценке стоимости объектов нежилого фонда, выполненных оценщиками Участника (количество выполненных отчетов об оценке) за 2012-2016 гг." будет присвоено 0 баллов.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 17.05.2017 NПВК2 на участие в конкурсе поступило 5 заявок. Наличие в документации о закупке показателя с учетом значимости критерия показателя 15% не препятствует подаче заявки на участие в конкурсе.
На основании изложенного, выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем рассмотрения и оценки конкурсных заявок, поступивших на участие в конкурсе без учета требования о наличии опыта выполнения оценки исключительно на территории Санкт-Петербурга.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Межрегиональный центр экспертиз и оценки" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2017 г. N 44-1953/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017