Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 мая 2017 г. N 725
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Епанов Ю.А., Звягинцева Т.И.
от уполномоченного органа - Тимофеева Д.Ю., Обухова А.Ю.
от ИП Семендяев А.В. - Семендяев А.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Семендяев А.В. на действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000230 Выполнение работ по мероприятию "Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Голубь и б. Каменная в границах Ставропольского края ".
По мнению заявителя жалобы, документация конкурса не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены на сайте РФ. Документация соответствует норма Закона.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
1. Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона). Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 3 статьи 48 Закона).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения Закона определяют как требования к участнику закупки, так и требования к содержанию конкурсной документации, в которой должны быть отражены допустимые законом положения, как в отношении участников закупки, так и в отношении предмета закупки.
Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого конкурса N 0121200004717000230 Выполнение работ по мероприятию "Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Голубь и б. Каменная в границах Ставропольского края ".
2. При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения при формировании конкурсной документации:
В Информационной карте конкурсной документации раздел 12 Информация и документы, входящих в состав заявки, раздел 21 Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, незаконно применены требования к участникам открытого конкурса, в части предоставить в составе заявке на участие в открытом конкурсе: Копия лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности:
"-Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов
- Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований".
Данное требование установлено в соответствии с подпунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяющим перечень видов деятельности для осуществления которых требуются лицензии, в соответствии с которым лицензированию подлежит, в том числе и геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований.
Данные виды работ уточнены Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании геодезической и картографической деятельности". В соответствии с данным постановлением установлен конкретный перечень работ, подлежащих лицензированию, составляющих геодезическую и картографическую деятельность:
- Определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
- Создание и (или) обновление государственных топографических или государственных топографических планов;
- Создание государственных геодезических сетей;
- Создание государственных нивелирных сетей;
- Создание государственных гравиметрических сетей;
- Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
- Установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;
- Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
В техническом задании аукционной документации отсутствует указание на: создание и (или) обновление государственных топографических или государственных топографических планов; и тем более:
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований.
Общие требования к методике установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос определены постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов". Пунктом 4.1 данного постановления определено, что при установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории. Исходя из этого, картографический материал для оказания вышеуказанных услуг можно получить путем запроса в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды Российской Федерации.
В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 г. N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В соответствии с изложенным для установления береговой линии (границы водного объекта) применяется как картометрический метод (то есть использование имеющихся картографических данных в картографо-геодезических фондах), так и фотограмметрический способ (данные дистанционного зондирования земли - аэро, космические снимки), а также используются данные об уровнях воды (расчетные данные - среднемноголетние уровень вод).
Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки для выполнения работы по "Установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос" лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности не правомерно.
Водные объекты, в отношении которых планируется выполнение работ, проходят между субъектами РФ и муниципальных образований. Сведения о границах водоохранных зонах и границах прибрежных защитных полос вносятся в ГКН с учетом границ населенных пунктов и границ муниципальных образований. В случае несоответствия фактических границ муниципальных образований сведениям, содержащимся в ГКН, выполняется корректировка местоположения границ.
Работы по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов не имеют никакого отношения к установлению границ муниципальных образований.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заказчиком данных работ могут быть только органы местного самоуправления.
Соответственно исполнитель данного вида работ не имеет права и основания выполнения корректировки местоположения границ муниципальных образований.
В техническом задании конкурсной документации отсутствует указание на "установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований", следовательно, данные границы не подлежат изменению по указанной закупке.
Таким образом, в действиях Уполномоченного органа и Заказчика установлены нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании конкурсной документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Семендяев А.В. на действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000230 Выполнение работ по мероприятию "Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Голубь и б. Каменная в границах Ставропольского края " - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам нарушившими требования статьи 33и статьи 31 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
П Р Е Д П И С А Н И Е N 301
по делу N РЗ-725-2017 о нарушении законодательства о закупках
05.05.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
На основании своего решения по делу N РЗ-725-2017 принятого комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП Семендяева А.В. на действия заказчика - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000230 Выполнение работ по мероприятию "Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Голубь и б. Каменная в границах Ставропольского края ",
- предписывает:
Государственному заказчику - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и уполномоченному органу - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам устранить нарушения требований статьи 31 и статьи 33 Закона о закупках, допущенные при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000230 Выполнение работ по мероприятию "Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Голубь и б. Каменная в границах Ставропольского края ", в связи с чем:
1. Документацию открытого конкурса N 0121200004717000230 - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в документацию открытого конкурса N 0121200004717000230, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 49, 50 Закона N 44-ФЗ.
4. Протоколы, составленные в ходе закупки - отменить;
5. Известить участников, подавших заявки на участие в открытом конкурсе N 0121200004717000230 о внесении изменений.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии с частью 25 статьи 99 и статьей 107 Закона о закупках влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 мая 2017 г. N 725
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017