Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 мая 2017 г. N 763
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - представитель не прибыл,
от ИП Черняк Г.Е. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика Управление Судебного департамента в РСО - Алания по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки.
По мнению заявителя жалобы, действия заказчика при формировании документации аукциона не соответствуют требованиям Закона 44-ФЗ.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки.
Требования к товару, используемому при поставки по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
1.1. В Части V "Техническая часть документации об электронном аукционе" в таблице "Требования к материалам, предполагаемым к использованию при выполнении работ" в пункте 40 "Устройство покрытий: из досок ламинированных замковым способом" указано: Подложка под паркет и ламинат "Порилекс НПЭ" или эквивалент. Физико-механические свойства: Коэффициент теплопроводности НПЭ, Вт/мК 0,047. Коэффициент теплопроводности, Вт/(м·К) 0,04, Заказчиком одновременно установлены два требования к показателю теплопроводности подложки под паркет и ламинат "0,047" и "0,04" Вт/(м·К), которые противоречат друг другу.
Что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в своей заявке значения данных показателей, удовлетворяющие требованию заказчика.
1.2. В Части V "Техническая часть документации об электронном аукционе" в таблице "Требования к материалам, предполагаемым к использованию при выполнении работ" в пункте 22 "Ремонт штукатурки внутренних стен по камню известковым раствором площадью отдельных мест до 1 м2 толщиной слоя до 20 мм" указано: Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый 1:2,5: Раствор должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть более 80 %. Расслаиваемость свежеприготовленных смесей должна быть менее пятнадцати процентов. Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более двадцати пяти процентов массы цемента. Известковое молоко должно иметь плотность более 1100 кг/м и содержать извести более 25 % по массе.
Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" расслаиваемость свежеприготовленных смесей не должна превышать 10%; водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%, глиносодержащих растворов - не менее 93%; растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента.
Также в ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" установлено требование о том, что известковое молоко должно иметь плотность не менее 1200 кг/м3 и содержать извести не менее 30 % по массе.
Заказчиком же установлено заведомо заниженные требования к показателю водоудерживающей способность растворных смесей "более 80 %", к показателю плотности известкового молока "более 1100 кг/м и содержанию извести в нем "более 25 % по массе", а также заведомо завышенные требования к показателю содержания золы-уноса "не должна содержать более двадцати пяти процентов массы цемента" и к показателю расслаиваемости свежеприготовленных смесей "менее пятнадцати процентов".
Что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в своей заявке значения данных показателей, удовлетворяющие требованию заказчика, но противоречащее ГОСТ 28013-98.
1.3. В Части V "Техническая часть документации об электронном аукционе" в таблице "Требования к материалам, предполагаемым к использованию при выполнении работ" в пункте 49 "Установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах в каменных стенах, площадь проема до 3 м2" указано: Толь с крупнозер-нистой посыпкой гидроизоляционный марки ТГ-350: Толь должна отвечать требованиям ГОСТ 10999-76.
В п. 3.4. аукционной документации "Требования к описанию поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг" установлено следующее требование: В случае, если ГОСТы, представленные в документации, утратили силу, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции (с иным индексом после номера).
ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный. Технические требования" утратил свою силу с 01.01.1992 г., он отменен без использования замены на действующий Государственный стандарт.
1.4. В Части V "Техническая часть документации об электронном аукционе" в таблице "Требования к материалам, предполагаемым к использованию при выполнении работ" в пункте 63 "Провод групповой осветительных сетей в защитной оболочке или кабель двух-трехжильный" указано: Краски масляные, коричневые: Должны соответствовать ГОСТ 10503-71. Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 20 %. Массовая доля летучего вещества не более 20 %. Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (200,5)°С: 65-140 с. Степень перетира должна быть не более 80 мкм. Укрывистость невысушенной пленки краски (для красок цветных) должна быть не более 100 г/м2. Время высыхания до степени 3 при (20
2)°С должно быть не более 24 ч. Твердость пленки по маятниковому прибору тип М-3 должна быть не менее ноля целых одной десятой условных единиц. Условная светостойкость пленки не менее 2 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2)°С: должна быть не менее 0,5 ч.
Согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний в лабораторных условиях определенной партии краски на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Управление Судебного департамента в РСО - Алания установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика Управление Судебного департамента в РСО - Алания по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Управление Судебного департамента в РСО - Алания нарушившим требования ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С. И. Рошевский
И.Г. Лыков
ПРЕДПИСАНИЕ N 763
по делу N РЗ-763-2017 о нарушении законодательства о закупках
05.05.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
На основании своего Решения от 05.05.2017 года по делу N РЗ-763-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП Черняк Г.Е. на действия заказчика Управление Судебного департамента в РСО - Алания по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки, и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Управление Судебного департамента в РСО - Алания, устранить нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44- ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки - привести в соответствие с требованиями Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику - Управление Судебного департамента в РСО - Алания.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0110100000817000079 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 мая 2017 г. N 763
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017