Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 мая 2017 г. N КС-90/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
|
А.Г. Киселёвой
М.В. Мельникова |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
с участием представителей: заказчика - ГКУ Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области"
уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области |
А.Д. Образцова
О.Л. Слепцовой А.А. Корнилова |
представителя по доверенности;
представителя по доверенности, представителя по доверенности; |
в отсутствие заявителя - ООО "Скорость", о месте и времени проведения заседания уведомленного надлежащим образом, не обеспечившего также участие в заседании Комиссии своих представителей,
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135200000517000374) на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог "Романово-Калининград" км 7,4-19,8 и "Подъезд к городу Калининграду" км 7,635-9,345 в Калининградской области (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 03.05.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании извещения о проведении Аукциона допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
- установив в извещении о проведении Аукциона требование к генеральному подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП или СОНО, в единой информационной системе Заказчик не устанавливает преимущества к данной категории участников, что, по мнению Заявителя, противоречит логике и здравому смыслу, вводит участников в заблуждение, ограничивает конкуренцию, тем самым нарушает статью 33 Закона о контрактной системе;
- в извещении о проведении Аукциона не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, при том, что с 01.01.2016 на территории Российской Федерации запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики").
Заявитель указывает, что данные нарушения пресекают право участвовать в Аукционе.
Заявитель просит обязать Заказчика устранить допущенные нарушения и восстановить нарушенное право участника закупки участвовать в Аукционе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Выводы Заявителя ошибочны и противоречат положениям Закона о контрактной системе и положениям документации и извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок именно субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а не организациям, привлекающих данных лиц в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Запрет, установленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, содержится как в извещении о проведении Аукциона, так и в документации об Аукционе.
Права и законные интересы Заявителя не затронуты и не нарушены.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика, считает жалобу необоснованной и не основанной на фактических обстоятельствах дела.
Вместе с тем, согласно данным Единого реестра членов СРО в сфере строительства (http://reestr.nostroy.ru/reestr) податель жалобы ООО "Скорость" не является членом какой-либо саморегулируемой организации в сфере строительства и капитального ремонта и не наделено правом осуществления работ на производственных объектах капитального строительства, в связи с чем не может быть потенциальным участником Аукциона и не является лицом, права и законные интересы которого могут быть нарушены.
На основании изложенного Заказчик, Уполномоченный орган считают, что извещение и документация о проведении Аукциона, полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя являются несостоятельными и необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
12.04.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135200000517000374 о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 426 376 030,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 05.05.2017 на участие в Аукционе поступила заявка от единственного участника - АО "ВАД", признанная соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
1. Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, указанные ограничения устанавливаются при осуществлении закупки в соответствии с положениями части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещение и документация об Аукционе не содержат преимуществ участникам Аукциона согласно части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе.
При этом, в извещении о проведении Аукциона (п. 10) и в документации об Аукционе (п. 18 раздела 2) установлено требование к генеральному подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на основании части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Выводы Заявителя о том, что привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, влечет за собой предоставление преимуществ - несостоятелен и противоречит положениям части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что Заказчиком неправомерно не установлено преимущество участникам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями и привлекающим субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, а также не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов его как участника закупки.
2. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчик при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливает на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Вместе с тем, требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком также на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, применение Заказчиком указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Извещением о проведении Аукциона (п. 14) установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Аналогичный запрет установлен в пункте 12.3 "Специальные экономические меры" Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)".
Данные положения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе о нарушении прав и законных интересов Заявителя как участника закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Скорость" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 11 мая 2017 г. N КС-90/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2017