Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 мая 2017 г. N КС-95/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С.Ивановой |
заместителя руководителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г.Киселевой
Л.В.Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителя: Администрации "Гурьевский городской округ",
в отсутствии представителей ООО "Завод коммунального оборудования", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела |
С.В.Песоцкого
|
уполномоченного представителя;
|
рассмотрев жалобу ООО "Завод коммунального оборудования" (вх. N 2643 от 05.05.2017) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации "Гурьевский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво" (извещение N 0135300002617000069) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 05.05.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки не носит объективный характер в нарушение статьи 33 Закон о контрактной системе.
Требования к товарам (материалам), применяемым при выполнении работ установлены в Приложении N 1 к Техническому заданию (Раздел 3. Документации об аукционе).
По позициям: N l и N 46 Смеси бетонные, Заказчик указал несуществующий товар, т.к. ГОСТ 7473-2012 не существует и соответственно смеси бетонные в соответствии с таким ГОСТом не производятся. В настоящее время: действующим является ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия. По мнению Заявителя, данное обстоятельство создает необоснованные трудности для потенциальных участников закупки.
Кроме того, Заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товаров, которые относятся непосредственно к физико-механическим свойствам сырья, из которого данный товар изготовлен. Такие требования не носят объективный характер, более того, установить состав вещества по ряду товаров, требования к которому предъявляет Заказчик, можно только в лабораторных условиях при проведении соответствующих испытаний. К таким характеристикам относятся влажность, возраст и всхожесть посадочного материала, допустимое наличие примесей, содержание в смесях песка, щебня, битума и т.п.
Ряд требований (описание характеристик) представляют собой положения ГОСТов и ТУ, в соответствии с которыми данные товары производятся и испытываются на соответствие. Учитывая то, что обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав, технология производства и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством, участник закупки не имеет возможности предоставить информацию о товаре в том виде, как этого требует Заказчик.
Заявитель считает, что требование к указанию участником в составе заявок данных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является излишне детализированным и создает необоснованные трудности для потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств.
По мнению Заявителя, необходимость предоставления сведений о сертификации противоречит положению части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Данной статьей установлен перечень сведений и документов, которые Заказчик вправе требовать от участника закупки, а так же установлен запрет требовать предоставления не предусмотренных указанной статьей документов и информации.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчиком ранее, до поступления жалобы от Заявителя, были выявлены некоторые замечания в документации об Аукционе и было принято решение о внесении изменений в приложение N1 к техническому заданию. Изменения внесены 12.05.2017.
Заказчик просит не рассматривать жалобу по существу, так как доводы жалобы несостоятельны по отношению к новой редакции документации об Аукционе.
Заказчик просит признать жалобу ООО "Завод коммунального оборудования " необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
12.05.2017 Заказчиком принято решение о внесении изменений в Техническое задание, проект контракта, сроки подачи заявок и в общие условия проведения электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 130 251 420,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпункту 2 пункта 21 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Требования к товарам, представлены отдельным файлом - Приложение N 1 к Техническому заданию "Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ по объекту "Строительство сооружений водоснабжения пос. Храброво и Индустриального парка "Храброво").
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как усматривается из материалов дела, товары, используемые при выполнении работ, должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам. Таким образом, в документации об электронном аукционе Заказчик описывает объект закупки (в том числе, и характеристики товаров, используемых при выполнении работы), выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным заказчиком требованиям, (в ряду таких показателей возможно выделить допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях, плотность, влажность и пр.), а также три группы значений показателей: максимальные и (или) минимальные значения; значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки участником закупки заказчик определяет, в том числе, в какой именно форме (порядке) сведения о предлагаемом для использования товаре подлежат представлению для их рассмотрения аукционной комиссией.
Так, согласно положениям документации об Аукционе, товар, необходимый для выполнения работ, являющихся предметом закупки, должен иметь следующие качественные и технические характеристики:
- пункт 39 "Бетонные смеси готовые к употреблению (тип 2)" приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона: "_Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на SO3 - для крупного заполнителя: менее 1,5 % массы. Содержание вредных примесей в заполнителях: Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на SO3 - для мелкого заполнителя: менее 1,0 % массы. Содержание в заполнителях апатита, являющихся породообразующими минералами: не более 10% по объему. Соответствие: ГОСТ 26633-2012. Содержание в крупном заполнителе галоидных соединений (галит, сильвин и др. ) содержащих водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: не более 0,1% по массе.".
- пункт 51 "Битум нефтяной дорожный жидкий" приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона: "Состав: должен быть густеющий со средней скоростью, получаемый разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами, медленно густеющий, получаемый разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами. Условная
вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С: 40 _ 130 с. Количество
испарившегося разжижителя: не менее 7 %. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя: не ниже 28 °С. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле: не более 110°С. Температура начала кипения не ниже 145 °С. Температура применения: 70-90°С. Соответствие ГОСТ: ГОСТ 11955-82".
- пункт 72 "Щебень из естественного камня" приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона: "Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимых в щелочах: не более 50 ммоль/л. Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание, число циклов: 15; 10 цикл. Насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивание: потеря массы после испытания: не более 10 %. Полный остаток на контрольном сите с отверстиями диаметром d, где d - наименьший номинальный размер зерен: 90*-100* % по массе. Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: сульфаты (гипс,ангидрит) и сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3:не более 1,5 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: 0*-50*% по массе. Потеря массы при распаде: не более 7%. Потеря массы при испытании щебня на дробимость в любом состоянии: 14-34 %. Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: угля и древесных остатков: не более 1,0 % по массе. Марка по дробимости: 600; 400. Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: свободные волокна асбеста: не более 0,25 % по массе. Основная фракция: 20-40* мм. Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более 3% по массе. Средняя плотность зерен: 2,03,0г/см3.Удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления бетонных смесей: не более 740 Бк/кг. Число циклов при испытаниях на замораживание- оттаивание: 150; 50; 100; 300;200 цикл. Полный остаток на контрольном сите с отверстиями диаметром 1,25D, где D - наибольший номинальный размер зерен: не более 0,5 % по массе. Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам: галоидных соединений (галит, сильвини др., включая водорастворимые хлориды) в пересчете на ион хлора: неболее0,1% по массе. Порода щебня: щебень из осадочных пород, щебень из изверженных (интрузивных) пород; щебень из осадочных пород, щебень из изверженных (эффузивных) пород; щебень из осадочных пород; щебень из осадочных пород, щебень из гравия. Содержание зерен слабых пород в щебне: не более 15 % по массе. Содержание глины в комках: не более 0,25% по массе. Марка по морозостойкости: от F50* до F300*. Полный остаток на контрольном сите с отверстиями диаметром 0,5(d+D), где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен: 30-60 % по массе. Замораживание-оттаивание, потеря массы после испытания: не более 5 %. Группа щебня: от 1* до 5*. Соответствие: ГОСТ 8267-93. Содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам пирит: не более 4,0 % по массе. Полный остаток на контрольном сите с отверстиями диаметром D, где D - наибольший номинальный размер зерен: не более 10 % по массе".
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТ, указанных Заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации Аукциона, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные параметры товара являются расчетной величиной и используются при испытании товаров в соответствии с требованиями ГОСТ. Проведенные испытания не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения соответствия данных характеристик объекта закупки требованиям ГОСТ. Таким образом, результаты испытаний товаров не могут быть признаны показателем товара. Участник Аукциона в процессе подготовки заявки не должен обладать информацией о точном значении вышеуказанных показателей.
При условии соответствия товара требованиям ГОСТ допустимые значения показателей товара и результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе также содержит следующие требования относительно сырья и материалов, используемых при изготовлении товаров:
- пункт 38 "Хомут стальной оцинкованный" Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Назначение: для закрепления труб на горизонтальные и вертикальные несущие конструкции (к полу, потолку или стене). Хомут: одноэлементный либо двухэлементный. Способ крепления к несущей поверхности: винтом-шурупом, который должен ввинчиваться в гайку прикреплённую сварным соединением на хомуте. Номинальный диаметр резьбы гайки: не должен быть менее М8. Гайка: должна быть шестигранная, класс точности должен быть А. Хомут затягивается: двумя винтами либо одним винтом, с гайками (-ой) М6 либо М8. Хомут и винт-шуруп: должны быть изготовлены из углеродистой стали высшей категории качества с покрытием (оцинковка). Толщина стали: более 1,5 не более 2 мм. Прокладка изготовлена: из резины либо из EPDM (этилен- пропилен -диен-терполимера). Свойства прокладки: должна обладать устойчивостью к воздействию ультрафиолетового излучения, влаги, водяного пара, тепла, озона, не должна кристаллизоваться, должна обладать высокой сопротивляемостью старению, должна обладать устойчивостью к воздействию кислот, щелочей и агрессивных химических веществ. Допустимый диаметр трубы 1620 мм".
- пункт 70 "Лак электроизоляционный" Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Описание: должен быть электроизоляционный лак, представляющий собой раствор смеси глифталевого лака и меламино- формальдегидной смолы в органических растворителях. Назначение: для пропитки обмоток электрических машин, аппаратов и трансформаторов и для покрытия электроизоляционных деталей. Класс нагревостойкости: выше Е. Внешний вид покрытия: после высыхания лак должен образовывать глянцевую гладкую, однородную поверхность. Наличие механических включений в лаке: отсутствие. Кислотное число: до 10 мг KОН. Способность просыхания лака в толстом слое при температуре 115-120 °С: более 15 ч. Термоэластичность пленки при температуре (1502) °С: не менее 48 ч. Электрическая прочность пленки при температуре (20
2) °С: не менее 70 МВ/м. Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А) при температуре (20
2) °С: не менее 0,15 отн. ед. Электрическая прочность пленки при температуре (130
2) °С: не менее 40 МВ/м. Маслостойкость пленки: более 78Н. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки при температуре (20
2) °С: не менее 1-10*12 Ом-м. Электрическая прочность пленки при температуре (20
2) °С: не менее 70 МВ/м. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0
0,5) °С: 25-50 с. Удельное объемное электрическое сопротивление пленки при температуре (130
2) °С: не менее 1^10*9 Ом-м. Время высыхания до степени 3 при температуре 105-110 °С: не более 1 ч. Соответствие ГОСТ: ГОСТ 15865-70. Массовая доля нелетучих веществ в лаке: 50-55 % ".
Аналогичные требования к сырью и материалам, используемым при изготовлении товаров, установлены Заказчиком в прочих пунктах Приложения N 1 к Техническому заданию документации Аукциона.
Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об Аукционе, предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров Законом о контрактной системе не предусмотрено.
В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, а также показателей испытаний товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, используемых при выполнении работ по контракту, а также значений показателей испытаний не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя относительно установления требований о предоставлении сведений о сертификации не нашел своего подтверждения. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его обоснованность.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Завод коммунального оборудования" обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию "Гурьевского городского округа" нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С.Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г.Киселева
Л.В.Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 мая 2017 г. N КС-95/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017