Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Уралдорремстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации Юрлинского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на работы строительные по строительству плотин и дамб, включая ремонт (изв. N 0156300011917000007)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300011917000007, Заказчикомпроводился электронный аукцион на работы строительные по строительству плотин и дамб, включая ремонт.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.04.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 48 660 510,00 руб.;
4) срок окончания подачи заявок - 27.04.2017 г. 08:00 ч.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие поставляемый товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в таблице 1 Главы V "Техническое задание (Спецификация)" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Из приведенных выше положений Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Так, в пунктах 7, 50 ТЗ указано, что фракция должна быть 40-70 мм, при этом установлено соответствие ГОСТ 8267-93.
Согласно п.4.2.1 ГОСТ 8267-93щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
В пп.8 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что показатели товаров, в отношении которых установлены значения в диапазоне (например: температура окружающего воздуха при применении сухих смесей "от -5°С до +35°С", фракция 10-20 мм) или конкретным показателем (например марка М50) в заявке на участие в аукционе должны быть указаны значением, установленным в таблице 1 Главы V "Техническое задание".
Оценив Техническое заклание, положения ГОСТ 8267-93, сметных норм и федеральных единичных расценок, Комиссия пришла к выводу, что спорное обозначение фракции щебня как "40-70" не противоречит положениям ГОСТ 8267-93, что также общепринято в технической документации.
Аналогичным образом установлены требования к фракции щебня в пунктах 14, 17, 30, 50, 70, 80.
Таким образом, в данной части, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не установлено.
В п.37 ТЗ указано, что осадка конуса должна быть не более 9 см, при этом установлено соответствие ГОСТ 7473-2010.
Согласно п.5.1.4 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
В таблице 2 указано следующее:
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
В соответствии с указанным следует, что Заказчику необходима марка по осадке конуса П1 или П2, в связи с чем, участникам закупки необходимо указать конкретное числовое значение осадки конуса.
Таким образом, с учетом того, что Заказчик вправе устанавливать требования к материалам в соответствии со своей потребностью, Комиссия приходит к выводу, что в данной части Заказчиком нарушений Закона о закупках не допущено.
Кроме того, в п.37 ТЗ указано, что марка удобоукладываемостидолжна быть Р2 или Р3.
В свою очередь, как было указано выше, в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки расплыву конуса, осадке конуса, жесткости и уплотнения. Кроме того, согласно таблице 1 ГОСТ 7473-2010 наименованиями Р1-Р6 обозначают марки бетонных смесей в зависимости от расплыва конуса.
Таким образом, установленное требование к значению показателя маркиудобоукладываемостиможет ввести участников закупки в заблуждение.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.38 ТЗ указано, что содержание в песке зерен менее 016 мм должно быть не более 15%, при этом установлено соответствие ГОСТ 8736-2014.
Согласно п.4.2.4 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3. Для песков, применяемых в составе асфальтобетонных смесей, содержание зерен менее 0,16 мм не нормируется.
На основании указанного следует, что наименование показателя 016 мм стандартом не предусмотрено. Представитель Заказчика пояснил, что в данном случае была допущена техническая ошибка, в частности, не указана запятая, что может ввести участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.56 ТЗ указано, что ударная вязкость KCU, кгсм/см2 (МДж/м), при температуре испытания, +20°С должна быть не менее 3 (0,29), размер трубы должен быть 1420х16, марка стали должна быть Ст3пс3 или Ст3сп3,при этом установлено соответствие ГОСТ 10706-76.
В соответствии с п.1.6 ГОСТ 10706-76 по требованию потребителя трубы группы В должны выдерживать испытание на ударную вязкость основного металла. Нормы ударной вязкости основного металла должны соответствовать указанным в табл.3.
Согласно таблице 3, ударная вязкость KCU, кгсм/см2 (МДж/м), при температуре испытания, +20°С для труб размером 1420х16 и маркой стали Ст3пс3 или Ст3сп3, должна быть не менее 5,0 (0,49).
Таким образом, Заказчиком установлено требование к ударной вязкости, которое не соответствует стандарту, что может ввести участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.72 ТЗ указано, что температура размягчения должна быть 65-100°С, марка битума должна быть БНИ-IV или БНИ-V, при этом установлено соответствие ГОСТ 9812-74.
Согласно п.1.2 ГОСТ 9812-74 по физико-химическим показателям изоляционные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Так, согласно таблице ГОСТ 9812-74 температура размягчения для битума марки БНИ-IV составляет 75-85°С, следовательно, Заказчиком установлено минимальное значение температуры размягчение битума не соответствующей стандарту, что может ввести участников закупки в заблуждение.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Заявитель указывает, что требования к электродам (п.28), краски (п.36), эмали ХВ 785 (п.40), эмали ХВ 785 (п.61), грунтовки ХС 010 (п.62), эмали (п.65) нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только в случае наличия товара.
В свою очередь, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется.Доказательств обратного не представлено.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.04.2017 г. на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.Из анализа протокола следует, что выявленные нарушения положений аукционной документации не повлияли на результат электронного аукциона. Допущенные Заказчиком нарушения Закона о закупках не создали препятствий для подачи заявок на участие в электронном аукционе и не привели в результате к нарушению прав и законных интересов участников закупки.
С учетом п.3.36 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралдорремстрой"на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на работы строительные по строительству плотин и дамб, включая ремонт (изв. N 0156300011917000007)обоснованной в части нарушений по пунктам 37, 38, 56, 72 ТЗ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3.Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017