Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 мая 2017 г. N 551
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мастер" (далее также - податель жалобы) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выборочный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Приморск, ул. Комарова, дом 6" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319300142517000005, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 10.05.2017 поступила жалоба ООО "ТАЙГА" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, муниципального заказчика - Администрации Приморского сельсовета Балахтинского района Красноярского края (далее - заказчик), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На основании Закона о контрактной системе, положений Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалоб ИП Самсонова С.В. (жалоба N 531), ООО "ТАЙГА" (жалоба N 538), ООО "Мастер" (жалоба N 551) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель ИП Самсонова С.В. - Шахматов В.М. (доверенность от 10.05.2017, удостоверение личности);
- представитель заказчика и аукционной комиссии - Шарапов А.В. (доверенность N 179 от 06.03.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу ООО "ТАЙГА" и ООО "Мастер" не обеспечили.
Из содержания жалобы ООО "Мастер" следует, что после подачи заявки на участие в электронном аукционе 02.05.2017 ему поступило уведомление о том, что его заявка на участие в электронном аукционе (заявка N 14) отклонена. В обосновании отказа указано: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, а именно, в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в пункте 3 расчета потребности в материалах участник закупки предоставил показатели используемого товара, которые не соответствуют потребности заказчика, что не соответствует требованиям документации электронного аукциона (положениям документации "Информационная карта", "Описание объекта закупки").
По мнению ООО "Мастер", руководствуясь требованиями аукционной документации и статьи 66 Закона о контрактной системе, в составе заявки им были предоставлены конкретные показатели используемых материалов, в том числе указано наименование страны происхождения используемых товаров.
Таким образом, ООО "Мастер" считает решение аукционной комиссии об отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе неправомерным.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что, учитывая требования, предъявляемые к используемому товару, установленные заказчиком в расчете потребности в материалах, положений ГОСТ 9548-74, инструкции по заполнению заявки, согласно которой в случае если заказчиком установлены значения, которые являются частью наименования характеристики (показателя) товара (материала) такие наименования характеристик (показателей) не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, участнику закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежало указать наименование характеристики "растворим в толуоле или хлороформе" в неизменном виде. При этом заявка участника закупки, которой присвоен номер в протоколе 14, по позиции N 3 расчета потребности в материалах содержит изменённое наименование характеристики "растворим в толуоле или хлороформе", что противоречит требованиям инструкции по заполнению заявки, пункту 2.1 ГОСТ 9548-74. На основании изложенного заказчик просил признать жалобу ООО "Мастер" необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение выборочного ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: п. Приморск, ул. Комарова, дом 6.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии со сведениями Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N 8ЭА/1 подателю жалобы (заявка номер 14) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, поскольку в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в пункте 3 расчета потребности в материалах участник закупки предоставил показатели используемого товара, которые не соответствуют потребности заказчика, что не соответствует требованиям документации электронного аукциона (положениям документации "Информационная карта", "Описание объекта закупки").
Согласно пункту 4 раздела II "Информационная карта" аукционной документации, содержащему порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара..
Кроме того, Комиссия установила, что в указанном пункте 4 раздела II "Информационная карта" аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующие требования по заполнению заявки на участие в электронном аукционе:
"Показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках, содержатся в требованиях к применяемым материалам (конструкциям, изделиям) (РАЗДЕЛ III настоящей документации электронного аукциона).
В случае если заказчиком установлены значения, которые являются частью наименования характеристики (показателя) товара (материала) такие наименования характеристик (показателей) не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в сопровождении знака "-" или слов "до" "от_.до", "свыше", "выше", "более", "менее", а также знаков "_" (или "+/-"), "/", ">", "<", то участнику закупки необходимо указать конкретные значения характеристик (показателей) товара (материала). Соответствующим потребностям заказчика является любое конкретное значение из установленного диапазона, в том числе минимальные или максимальные значения из установленного диапазона.
Значения характеристики (показателя) товара (материала), которые сопровождаются словами "не более", "не больше", "не выше", "не превышает", знак "", должны быть указаны участниками закупки в виде конкретных значений характеристики (показателя) товара (материала), равных или меньших значений, установленных заказчиком.
При этом если заказчиком установлены значения характеристики (показателя) товара (материала) в сопровождении знака "-" или слова "от", "до", а также знака "_" (или "+/-"), "/" которые является частью наименования характеристики (показателя) товара (материала) такие наименования характеристик (показателей) не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе не должна содержать слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "максимальный", "минимальный", "расчетный", "рекомендуемый", "ориентировочный" "допускаемый", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не уже", "не выше", "не ниже", "от", "до", "более", "менее", "свыше", "свыше", "ниже", "возможность", "должен", "должны быть" за исключением случаев использования данных слов и словосочетаний в качестве части наименования характеристики (показателя) товара (материала)".
Согласно пункту 1 раздела II "Информационная карта" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе III "Описание объекта закупки" аукционной документации (далее также - Описание объекта закупки).
Проанализировав содержание раздела III "Описание объекта закупки" аукционной документации, Комиссия установила, что в данном разделе аукционной документации содержатся ведомость объемов работ и требования к применяемым материалам (конструкциям, изделиям), в том числе, таблица "Расчет потребности в материалах". В таблице "Расчет потребности в материалах" заказчиком сформулированы показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Описании объекта закупки заказчиком было также заявлено требование о том, что материалы по своему качеству, комплектности и упаковке должны удовлетворять требованиям соответствующих ГОСТов, в том числе заказчиком указан ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия".
В содержании таблицы "Расчет потребности в материалах", содержащейся в Описании объекта закупки, Комиссия установила предъявление заказчиком следующих требований к товару в пункте 3, подлежащему использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
3. |
Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-45/190, предназначенные для пропитки и получения покровного битума. Глубина проникания иглы при темпе-ратуре 25 °С должна быть 160-220 0,1 мм, температура размягчения по кольцу и ша-ру должна быть 40-50 °С ,битум должен быть растворим в толуоле или хлороформе, при этом растворимость должна быть не менее 99,50%. Изменение массы после про-грева должно быть не более 0,80%, индекс пенетретации должен быть от 1,0 до 2,5 |
ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия" распространяется на кровельные нефтяные битумы - пропиточные и покровные, применяемые для производства кровельных материалов.
Проанализировав ГОСТ 9548-74, Комиссия установила, что согласно пункту 2.1 указанного ГОСТа по физико-химическим показателям кровельные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Анализ указанной таблицы также позволил установить, что "растворимость в толуоле или хлороформе" для кровельных нефтяных битумов марки БНК-45/190 должно составлять не менее 99,50 %.
Таким образом, учитывая требования к используемым товарам, установленные заказчиком в Описании объекта закупки, сведения ГОСТ 9548-74, а также требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе во взаимодействии с требованиями инструкции по заполнению заявки, согласно которой, первая часть заявки на участие в электронном аукционе не должна содержать слово "или" за исключением случаев использования данного слова в качестве части наименования характеристики (показателя) товара (материала), участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежало представить конкретное значение показателя товара в пункте 3 таблицы "Расчет потребности в материалах" "Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-45/190" - "растворим в толуоле или хлороформе", соответствующее значениям, установленным в Описании объекта закупки, поскольку в данном случае используемое в Описании объекта закупки слово "или" является частью наименования показателя товара.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 14), Комиссия установила, что указанным участником закупки в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе было осуществлено следующее предложение в отношении товара в пункте 3 таблицы "Расчет потребности в материалах", содержащейся в Описании объекта закупки:
3. |
Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-45/190, предназначенные для пропитки и получения покровного битума. Глубина проникания иглы при температуре 25 °С, 0,1 мм: 215, температура размягчения по кольцу и шару 45 °С ,битум растворим в толуоле и хлороформе, при этом растворимость 99,50%. Изменение массы после прогрева 0,80%, индекс пенетретации 1,5. Страна происхождения товара: Россия. |
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание вышеуказанные положения аукционной документации, требования пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения ГОСТ 9548-74, Комиссия пришла к выводу о том, что подателем жалобы в первой части заявки на участие в электронном аукционе в отношении товара, указанного в пункте 3 таблицы "Расчет потребности в материалах", содержащейся в Описании объекта закупки, предоставлен показатель используемого товара "Битумы нефтяные строительные кровельные марки БНК-45/190" - "растворим в толуоле и хлороформе", который не соответствует требованиям аукционной документации, а именно, требованиям Описания объекта закупки, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также ГОСТа 9548-74, поскольку при наличии в аукционной документации условия о недопустимости изменения наименований показателей участником закупки наименование показателя товара "растворим в толуоле или хлороформе" не могло быть изменено.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 14), Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.05.2017 N 8ЭА/1, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято обоснованное решение о признании первой части заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям аукционной документации, было принято правомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе, поскольку в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в пункте 3 расчета потребности в материалах участник закупки предоставил показатели используемого товара, которые не соответствуют потребности заказчика, что не соответствует требованиям документации электронного аукциона (положениям документации "Информационная карта", "Описание объекта закупки").
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии по принятию решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Мастер" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 мая 2017 г. N 551
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2017