Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2017 г. N 567
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.А. Акимовой, государственного инспектора, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А Строй" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МУ "Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска", г. Норильск, Центральный район, ул. Кирова, д. 34" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 10.05.2017 поступила жалоба ООО "А Строй" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300026117000106.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили, последним было представлено ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 8439 от 16.05.2017).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку в части аукционной документации "Ведомость материальных ресурсов" установлены, по мнению подателя жалобы, излишние требования о соответствии материалов, используемых при выполнении работ.
Податель жалобы отмечает, что часть характеристик, установленных заказчиком как значимых, являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров могут отсутствовать в силу закона.
По мнению подателя жалобы, проверка указанных заказчиком характеристик требует от участника закупки обладания необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений участника закупки, а в дальнейшем исполнителя контракта.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии материалы, подлежащие описанию в соответствии с требованиями аукционной документации, в свою очередь заказчик в документации установил требования к описанию участниками закупок химических и физических свойств материалов, масс, тем самым ограничил возможность участников закупки предоставить надлежаще составленное предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Таким образом, податель жалобы полагает, что заказчиком установлены требования необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, что приводит к ограничению количества участников закупки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого при выполнении работ товара. Заказчиком не было установлено характеристик товаров, показатели по которым могут быть известны только после их изготовления. Также заказчиком не было установлено требований к участникам закупки об обладания необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений участника закупки в отношении товара.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МУ "Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска", г. Норильск, Центральный район, ул. Кирова, д. 34 (извещение о проведении электронного аукциона от 28.04.2017 N0319300026117000106).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1.6, 14.1, 15.1 части 1 "Сведения о проводимом аукционе" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в части 2 "Техническое задание" рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы, являющиеся объектом закупки, необходимо выполнить в соответствии с ведомостью объемов работ, ведомостью материальных ресурсов, которые являются приложениями к Описанию объекта закупки.
В содержании Ведомости материальных ресурсов заказчиком были изложены позволяющие определить его потребность показатели (максимальные и (или) минимальные, неизменные значения таких показателей) функциональных, качественных, технических характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Также в содержании Ведомости материальных ресурсов заказчик сообщил участникам закупки о том, что в отношении порядка подготовки первой части заявки участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Сходные объекты закупки могут иметь ряд одинаковых показателей, установленных в аукционной документации, но каждый объект индивидуализируется единственным образом только ему присущими параметрами (значениями). Заказчиком при описании объекта закупки были использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Проанализировав Ведомость материальных ресурсов, Комиссия установила отсутствие в ней характеристик, являющихся специфичными и известными только производителю поименованных в такой Ведомости товаров, которые (характеристики) имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила отсутствие в такой документации предъявления заказчиком к участникам закупки требования о наличии (обладании) необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных участниками закупки показателей характеристик товаров, необходимых при выполнении работ.
Перечисленные в Ведомости материальных ресурсов материалы имеют непосредственное отношение к объекту закупки, так как предполагаются к использованию при выполнении ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на объекте: МУ "Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска", г. Норильск, Центральный район, ул. Кирова, д. 34.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта на строительные работы, возможности поставить товар по характеристикам, соответствующим потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки, в том числе, в Ведомости материальных ресурсов требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки, в том числе, в Ведомости материальных ресурсов требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые положения аукционной документации не противоречат требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "А Строй" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.А. Акимова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2017 г. N 567
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2017