Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 10 мая 2017 г. N 02-06/92-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум" (далее - ГБПОУ РМЭ "Марийский политехнический техникум"):
- приказ от 15.11.2008 N 45-к,
- доверенность N 5 от 05.05.2017,
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобуООО "Перспектива" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта кровель зданий, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум" (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru номер 0308200014717000005 от 10.04.2017),
установила:
ГБПОУ РМЭ "Марийский политехнический техникум" проводится электронный аукцион навыполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта кровель зданий, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум" (номер извещения на официальном сайте 0308200014717000005 от 10.04.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил письменные пояснения (исх. N 240 от 05.05.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта кровель зданий, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум" размещены на официальном сайте 10.04.2017 (код закупки 0308200014717000005).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://roseltorg.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 9 998 780,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 28.04.2017 10:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 05.05.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 10.05.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом в соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе, размер штрафа подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Вместе с тем, подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктами 6.3, 6.6 проекта контракта предусмотрена ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Между тем, в проекте контракта отсутствуют все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, что противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Перспектива" в данной части обоснована.
2. По мнению подателя жалобы, заказчиком в аукционную документацию
неправомерно не включен проект выполняемых работ (проектная документация).
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В данном случае требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, указаны в документации проводимого электронного аукциона.
Кроме того, размещенное на официальном сайте техническое задание представляет собой перечень работ подлежащих, выполнению, их объем и другие, предъявляемые к работам требования.
Таким образом, указанный довод заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.
В пункте 11.5 проекта контракта (абзац 1, приложение N 2 к аукционной документации) заказчиком указано, что контракт составлен в 2х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
По мнению заявителя, установление заказчиком подобного условия в проекте контракта противоречит положениям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в абзаце 2 пункта 11.5 проекта контракта указано, что контракт составлен в форме электронного документа, с использованием программных средств оператора электронной площадки и подписан сторонами усиленной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. После заключения контракта стороны вправе изготовить и подписать копии контракта в письменной форме на бумажном носителе для каждой из сторон.
Указанные положения соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем довод ООО "Перспектива" в указанной части не обоснован.
Таким образом, жалоба ООО "Перспектива" частично обоснована.
4. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, а также аукционной документацией объектом закупки является выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта кровель зданий, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум".
В составе аукционной документации также имеется техническое задание на выполнение работ на указанном объекте с перечислением видов и объемов работ, а также необходимых для выполнения работ материалов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru заказчиком также размещены локальные сметы на капитальный ремонт мягких кровель здания общежития (локальная смета N 1), на капитальный ремонт мягкой кровли здания учебного корпуса (локальная смета N 2), на капитальный ремонт мягкой кровли над помещениями актового и спортивного залов (локальная смета N 3), на капитальный ремонт мягкой кровли над помещениями здания трёхэтажного пристроя к учебному корпусу (локальная смета N 4), на капитальный ремонт мягкой кровли над помещениями здания мастерских (локальная смета N 5), на капитальный ремонт мягкой кровли здания гаража техникума (локальная смета N 6).
В соответствии с ответом Ассоциации Саморегулируемая организация "Гильдия строителей Республики Марий Эл" на запрос антимонопольного органа (исх. N 262 от 10.05.2017) виды работ, перечисленные в локальных сметах на выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта кровель зданий, находящихся в оперативном управлении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум", относятся к капитальному ремонту.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика в устных, а также письменных объяснениях по существу жалобы пояснили, что по результатам проведения процедуры закупки предполагается выполнение текущего ремонта. Ни техническое задание, ни локальные сметы не содержат видов работ, относящихся к капитальному ремонту.
Таким образом, описание объекта закупки в рассматриваемом случае не является объективным, поскольку не представляется возможным с учетом размещенных в единой информационной системе документов сделать однозначный вывод о том, какие работы предстоит выполнить потенциальному исполнителю (относящиеся к текущему либо капитальному ремонту).
Кроме того, в случае если предстоит выполнение работ по капитальному ремонту на объекте, указанное обстоятельство требует установления в аукционной документации определенных требований к участникам закупки, а также предоставления соответствующих документов в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, в то время как выполнение работ по текущему ремонту указанного не требует.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" частично обоснованной.
2.Признать в действиях государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум" нарушение частей 5, 8 статьи 34,пункта 1 части 1 стататьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум"обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/92-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 10 мая 2017 г. N 02-06/92-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017