Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 мая 2017 г. N 2-57-4749/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО": И.В. Миловановой, С.М. Якушкина,
в отсутствие представителей ООО "Планета Будущего", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/20830/17 от 03.05.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное благоустройство территории Южного административного округа по адресу: Сквер на Павловской ул., ул. Павловская, д.21 (Закупка N0373200086717000248) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/20830/17 от 03.05.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в составе аукционной документации размещено два приложения, устанавливающих требования к товарам: "форма 2 ПАВ" и "форма Пав". При этом, аукционная документация не содержит указание, какой из двух указанных форм необходимо руководствоваться участникам закупки при формировании заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контр системе при формировании документации, в том числе при размещении двух документов, устанавливающих требования к необходимым товарам.
2. Согласно доводам жалобы, в Инструкции по заполнению заявки указано, что "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам", при этом, в аукционной документации не установлено каким именно нормативным документам должны соответствовать товары, а также отсутствует часть перечня нормативных документов и соответствие их товарам.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации при формировании требований к товарам указаны ГОСТ, которым должны соответствовать товары, в случае, если ГОСТ не установлен, то участники закупки вправе представить товары, соответствующие иным нормативным документам, в частности ТУ - техническим условиям.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерном формировании документации, в частности в не установлении требований о соответствии товаров нормативным документам, а также документов, свидетельствующих о невозможности формирования заявки и об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к следующим товарам:
- п.15 "Песок природный для строительных работ ГОСТ 8736-2014" и п.27 "Песок для строительных работ. технические условия" - показатель "Крупность зерен песка (максимальная)". Заявитель жалобы указывает на то, что ГОСТ 8736 не регламентирует величину модуля крупности зерен и что максимальные значения крупности зерен не регламентированы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п.3.1. ГОСТ 8736-2014 природный песок - это неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования.
- п.30 "Крошка резиновая гранулированная" - показатель "Безопасность - должна быть абсолютно безопасна для людей, животных и окружающей среды". По мнению Заявителя жалобы, такой параметр как "абсолютная безопасность" не регламентируется ни одним государственным стандартом.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование сформулировано именно таким образом, так как какие-либо дополнительные показатели, определяющие безопасность и не позволяющие установить соответствие товара невозможно описать более точно, чем с использованием термина "абсолютная безопасность", который, в свою очередь, означает положение субъекта жизнедеятельности, при котором он полностью защищен от вредного воздействия факторов производства и окружающей среды.
- п.31 "Пигменты сухие красного цвета, железоокисные ГОСТ 7195-75. Красители органические. пигмент красный Ж. технические условия" - показатель "Красящая способность". Согласно доводам жалобы, ГОСТ 7195-75 не устанавливает требования к такому показателю и регламентирует показатель "Относительная красящая способность".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.1.1. ГОСТ 7195-75 красящую способность (концентрацию стандартного образца принимают за 100%", а в соответствии с п.1 Таблицы 2 относительная красящая способность (концентрация) соответствует стандартному образцу.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что требования к товарам сформированы в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно:
- п.20 "Сетка проволочная штукатурная тканая ГОСТ 3826-82 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. технические условия" - показатель "сечение сетки 5*5. Заявитель указывает на то, что ГОСТ 3826-82 не регламентирует такой показатель, что не позволяет идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку;
- п.28 "Смеси бетонные тяжелые ГОСТ 25192-2012 Бетоны. классификация и общие технические требования ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. технические условия ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. технические условия ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. методы определения водонепроницаемости" - показатель "Марка по осадке конуса - Ж4". При этом, согласно ГОСТ 7473-2010 существуют следующие марки по осадке конуса: П1, П2, П3, П4 и П5.
- п.16 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые, марка II ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. технические условия" - показатель "Содержание щебня - св.40%". Вместе с тем, согласно п.4.1.5 ГОСТ 9128-2013 щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на следующие типы: А - с содержанием щебня св.50% до 60%; Б - св.40% до 50%, В - св.30% до 40% . Таким образом, требования аукционной документации не соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013, так как аукционная документация позволяет участникам закупки предоставить значения, например 80%, которое не соответствует требованиям ГОСТ.
- п.3 "Камни бетонные бортовые, неармированные ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. технические условия" - показатель "Масса бортовых камней до 0,05т". Заявитель указывает на то, что требования аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ 6665-91, так как в аукционной документации не установлено минимальное значение данного показателя, что позволяет участникам закупки предоставить в заявке значение 0,001т, что отвечает требованиям аукционной документации, но противоречит требованиям ГОСТ.
- п.33 "Портландцемент общестроительного назначения ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. технические условия" - показатель "Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин". Вместе с тем, согласно ГОСТ 10178-85 начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 10 ч от начала затворения. Заявитель указывает на то, что конкретное значение указанного показателя предоставить невозможно, и, кроме того, аукционная документация позволяет предоставить значение показателя, не соответствующего требованиям ГОСТ.
- п.57 "Термопластики со светоотражательными шариками для разметки автомобильных дорог, марка "Магистраль пласт" Т или эквивалент" - показатель "Плотность (сформированного материала) - 2,10,1 т/м3. При этом, согласно Инструкции по заполнению заявки, в данном случае необходимо предоставить конкретное значение, что не представляется возможным, так как плотность сформированного материала невозможно измерить и указать заранее;
- п.36 "Земля растительная для посадки деревьев и степень кислотности сильнокислая* _ щелочная* Кустарников, для создания и ремонта газонов, а также для создания объектов цветочного оформления ГОСТ Р 53381-2009. Почвы и грунты. грунты питательные. технические условия Постановление от 10 сентября 2002 года N 743-ПП" - показатель "содержание балластных инородных механических включений : включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см, включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см менее 5%". Вместе с тем, согласно ГОСТ 53381-2009, содержание балластных инородных механических включений : включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см, включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см должна быть не более 5% от массовой доли сухого вещества. Кроме того, указать точное значение указанного показателя на этапе формирования заявки не представляется возможным, так как согласно ГОСТ 53381-2009 каждую партию грунта проверяют на соответствие вышеуказанному показателю;
- п.2 "Готовый дерн (рулонный газон)" - показатель "Тощина" - 2*...2,5*см. Согласно Инструкции по заполнению заявки, участникам закупки необходимо предоставить конкретное значение, тогда как в силу физических особенностей данного товара, толщина не может являться постоянной величиной.
Также Заявитель указывает на то, что Заказчиком в п.16, п.20 и п.28 при описании требований к товарам "Смеси бетонные тяжелые" установлены требования к показателям "Осадка конуса", "содержании фракции в крупом заполнителе", которые, в соответствии с ГОСТ 7473-2010 определяются путем лабораторных испытаний и значение которых определяется индивидуально для каждой партии товара. Таким образом, значение вышеуказанных показателей невозможно указать в первой части заявки, не имея товар в наличии и не проведя соответствующих лабораторных испытаний.
Кроме того, Заявитель также указывает на то, что к товару п.29 "Раствор готовый кладочный цементный ГОСТ 28013-98. Растворы строительные. общие технические условия" установлены требования "Норма по подвижности по погружению конуса", "Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте", "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения", которые, в соответствии с ГОСТ 28013-98 определяются отдельно для каждой партии при проведении соответствующих испытаний.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость и обосновать потребность установления вышеуказанных требований к товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении избыточных и неправомерных требований к вышеуказанным товарам, а также к иным товарам, требования к которым установлены в Форме 2 аукционной документации, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам; в части размещения в составе аукционной документации двух документов, содержащих требования к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Г.А. Радочинский
Исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
1. ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО"
115201, Москва, 2-й Котляковский переулок, д.12
2. ООО "Планета Будущего"
123592, Москва, Строгинский б-р, д.4, пом.IV
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4749/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
05.05.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 05.05.2017 по делу N2-57-4749/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное благоустройство территории Южного административного округа по адресу: Сквер на Павловской ул., ул. Павловская, д.21 (Закупка N0373200086717000248) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 05.05.2017 по делу N2-57-4749/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 05.05.2017 по делу N2-57-4749/77-17.
Заказчику, Аукционной комиссии в срок до 19.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 05.05.2017 по делу N2-57-4749/77-17 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Г.А. Радочинский
Исп. Дейнега Е.А.
8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 мая 2017 г. N 2-57-4749/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2017