Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 мая 2017 г. N 2-57-4668/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГКУ г. Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа": Милановой И.В., Григоряна С.Ю.,
ООО "Планета Будущего": Монастырского Д.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному благоустройству территории Южного административного округа по адресу: Бульвар по Харьковской ул. (Яблоневый сад) Харьковская, д.1, корп.1, 2 (Закупка N 0373200086717000254) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NИШ/20338 от 27.04.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- В п. "песок" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: объёмно-насыпная плотность песка при естественной влажности; содержание пылевидных и глинистых частиц.
- В п. "Краска дорожная" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля нелетуч. Веществ; Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 (4 мм) при (20,0+0,5) °С.
- В п. "Щебень гравийный" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: частный остаток на ситах 20 мм; частный остаток на ситах 10 мм; частный остаток на ситах 5 мм; частный остаток на ситах 2.5 мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Насыпная плотность.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, Заказчиком по "песок" установлены характеристики, такие как: объёмно-насыпная плотность песка при естественной влажности; содержание пылевидных и глинистых частиц, при этом, согласно ГОСТ 8736 п.5.3 Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков, отобранной в соответствии с ГОСТ 8735. При приемочном контроле определяют: - зерновой состав; - содержание пылевидных и глинистых частиц; - содержание глины в комках; - наличие засоряющих примесей. п.5.4 При периодических испытаниях песков определяют: - один раз в квартал насыпную плотность (насыпную плотность при влажности во время отгрузки определяют при необходимости) и наличие органических примесей (гумусовых веществ).
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам". При этом не установлено, каким именно нормативным документам должны соответствовать товары. Отсутствует сам перечень нормативных документов и соответствие их товарам, например требования к товару Песок могут быть установлены ГОСТ 22551, 8736, 31424, данные ГОСТ регламентируют различные требования к материалам, требования к товару Смесь бетонная могут быть установлены ГОСТ 7473, 26633, 25192, данные ГОСТ регламентируют различные требования к материалам, вместе с тем, в приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам и материалам, в частности:
- п. "Песок" Заказчиком указан показатель КРУПНОСТЬ ЗЕРЕН, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 8736 регламентирует величину Модуля Крупности зерен, таким образом, требования Заказчика являются нестандартными и не позволяют определить потребность Заказчика.
- п. "Пигменты железоокисные" Заказчиком установлен показатель Влагоемкость (при 105°С), что может по мнению Заявителя вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 18172 и ГОСТ 7195 не содержит данные показатели, а так же не определена методика их измерения, таким образом, требования Заказчика являются нестандартными и не позволяют определить потребность Заказчика.
- п. "Песок Кварцевый" Заказчиком установлен показатель Содержание Диоксида, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 22551 "ПЕСОК КВАРЦЕВЫЙ, МОЛОТЫЕ ПЕСЧАНИК, КВАРЦИТ И ЖИЛЬНЫЙ КВАРЦ ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" не содержит данный параметр, таким образом, требования Заказчика являются нестандартными и не позволяют определить потребность Заказчика.
- п. "Песок Кварцевый" Заказчиком установлено соответствие требованиям стандартов, а также установлен показатель "Содержание Диоксида. от 93 до 99 % по массе", при этом, согласно ГОСТ 22551 "ПЕСОК КВАРЦЕВЫЙ, МОЛОТЫЕ ПЕСЧАНИК, КВАРЦИТ И ЖИЛЬНЫЙ КВАРЦ ДЛЯ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" минимальное значение массовой доли оксида кремния (SiO) составляет не менее 95,0 %, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет участникам закупки в составе первой части заявки указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 22551.
- п. "Камень бортовой" Заказчиком установлено требование соответствия нормативным документам, а также установлено требование "справочная масса До 320* кг", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 6665-91 "КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ" минимальным значение справочной масса составляет 0,04 т, что позволяет участникам закупки в составе первой части заявки указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 6665-91.
- п. "Сталь полосовая" указано: "марка стали - СТ1КП или СТ4КП или СТ1ПС-СТ6ПС или СТ1ГПС или СТ5ГПС"; "сталь - должна быть спокойная", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 380 "СТАЛЬ УГЛЕРОДИСТАЯ ОБЫКНОВЕННОГО КАЧЕСТВА" устанавливает следующий порядок расшифровки обозначения стали: Углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп. Буквы "Ст" обозначают "Сталь", цифры - условный номер марки в зависимости от химического состава, буква "Г" - марганец при его массовой доле в стали 0,80% и более, буквы "кп", "пс", "сп" - степень раскисления стали: "кп" - кипящая, "пс" - полуспокойная, "сп" - спокойная, таким образом, указанные в требованиях марки не являются спокойными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно в составе размещенной документации содержатся 2 разных приложения, устанавливающих требования к товарам: "5 форма 2" и "Приложение 1", при этом, документацией не установлено, требованиями какого из файлов руководствоваться при составлении заявки.
Также в приложении к техническому заданию Заказчиком установлены установлены требования, противоречащие друг другу, для товара
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами в части неправомерного размещения 2 разных приложений, устанавливающих требования к товарам, а также в части наличия противоречивых требований по п. "Сталь полосовая", при этом пояснил, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению указано следующее: "В случае, если требования к показателям товаров при указании максимальных и (или) минимальных значений сопровождается словами: "около", то необходимо указать конкретный показатель в рамках -10% от указанного значения, не включая само значение", "В случае, если требования к показателям товаров при указании максимальных и (или) минимальных значений сопровождается словами: "примерно", то необходимо указать конкретный показатель в рамках +10% от указанного значения, не включая само значение", при этом, Заказчиком не представлены разъяснения относительно формулировки "в рамках", например как для товара крошка резиновая установлено требование "Относительная плотность около 1490 кг/м3", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия ГКУ г. Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
|
|
1. ГКУ г. Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" 115201, г.Москва, 2-й Котляковский переулок, д.12
2. ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" 115551, Москва, пр. Шипиловский, 43/5
3. ООО "Планета Будущего" 123592, г. Москва, Строгинский б-р, д.4, пом. IV
4. АО "ЕЭТП" 117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4668/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
03.05.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
на основании решения Комиссии от 03.05.2017 по делу N 2-57-4668/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному благоустройству территории Южного административного округа по адресу: Бульвар по Харьковской ул. (Яблоневый сад) Харьковская, д.1, корп.1, 2 (Закупка N 0373200086717000254) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 03.05.2017 по делу N 2-57-4668/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
-назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 03.05.2017 по делу N 2-57-4668/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 мая 2017 г. N 2-57-4668/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017