Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 мая 2017 г. N 1464/06
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик): Понкратовой С.В. (по доверенности от 15.05.2017 N 26), Нейштадта А.Л. (по доверенности от 15.05.2017 N 27),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Авантаж" (далее - Заявитель, ООО "Авантаж"), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем конкурса с ограниченным участием на реконструкцию автомобильной дороги Елизово - Паратунка на участке мостового перехода через реку Половинка (закупка N 0338200008717000032), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
19.04.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем конкурса с ограниченным участием на реконструкцию автомобильной дороги Елизово - Паратунка на участке мостового перехода через реку Половинка (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 204 184 294, 00 рублей.
10.05.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Авантаж" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, порядок оценки заявок, установленный в конкурсной документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При проведении конкурса с ограниченным участием к участникам Закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В пункте 3.5.11 конкурсной документации установлено дополнительное требование к участникам Закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
Порядком оценки заявок, установленным в конкурсной документации, предусмотрено, что оценка заявок по нестоимостному критерию "квалификация участников закупки" производится по единственному показателю "деловая репутация", которая должна быть подтверждена сведениями об исполненных контрактах (договорах) ценой не менее 75% начальной (максимальной) цены контракта по работам, выполненным участником в качестве генерального подрядчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства федеральной, региональной или муниципальной собственности, срок исполнения которых наступил не ранее трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Нестоимостной критерий оценки "квалификация участника закупки", устанавливающий наличие в заявке участника сведений об исполненных контрактах (договорах) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, соответствует дополнительному требованию по осуществлению предквалификационного отбора к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, что нарушает часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводом жалобы не согласился, представил письменные пояснения от 15.05.2017 N 04/1022, в которых пояснил следующее.
Установленный в конкурсной документации нестоимостной критерий оценки заявок имеет единственный показатель - деловая репутация участника закупки. В Законе о контрактной системе, в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не определены информация и документы, на основании которых заявки участников могут оцениваться по показателю "деловая репутация", Заказчик определяет их самостоятельно.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ N 99.
В соответствии с приложением N 2 Постановления Правительства N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс
Объектом Закупки является реконструкция автомобильной дороги Елизово - Паратунка на участке мостового перехода через реку Половинка.
Начальная (максимальная) цена контракта - 204 184 294, 00 рублей.
Заказчик в конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установил к участникам Закупки дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу пункта 30 Правил в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В порядке оценки заявок, установленном в конкурсной документации, указан нестоимостной критерий оценки заявок "квалификация участников закупки".
Единственным показателем данного критерия определена деловая репутация участника закупки, которая подтверждается представлением сведений об исполненных контрактах (договорах) ценой не менее 75% начальной (максимальной) цены контракта по работам, выполненным участником в качестве генерального подрядчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства федеральной, региональной или муниципальной собственности, срок исполнения которых наступил не ранее трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом все контракты (договора) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, Заказчик, установив дополнительное требование к участникам Закупки об опыте работы и при этом используя сведения об опыте работы в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, нарушил часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что на участие в конкурсе подана одна заявка, которая не подлежит оценке и сопоставлению с другими заявками, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11ю2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика по Закупке.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 мая 2017 г. N 1464/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2017